Эпона была кельтской богиней. Ее имя содержит намек на лошадь: по-кельтски «эпос» означает «лошадь», а добавленный суффикс «-она» просто означает «на». Эпона — богиня-покровительница кобыл и жеребят. Древнейшие сведения о галльской богине лошадей встречаются у Ювенала («Сатиры», VIII, 155 и далее). Он пишет: «…iurat/solam Eponam and facies olida ad praeepia pictas». Мы также можем найти другой текст с упоминанием Эпоны у Минуция Феликса (Octavianus, XXVII, 7): «Nisi quod vos et totos asinos in stabulis cum vesttro vel [sua] Epona consecratis».
Известные надписи об Эпоне были обнаружены повсюду на территориях, соответствующих древней Галлии и Германии, а также в дунайских провинциях и даже в Риме. Многие надписи часто подписаны солдатами и найдены недалеко от поселений, что, по-видимому, предполагает, что надписи раскрывают, особенно на Востоке, не местный культ, а военный культ.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории
Эпона занимала важное место в галльской религии, ведь сам конь имел большое значение в жизни галлов. Мы можем вспомнить, как галльская кавалерия дестабилизировала римские легионы во время завоевания. Почитание богини логически затем сохранялось в армии. Тем не менее все говорит о том, что ее обожали простые люди в сельской местности. К сожалению, от официального культа Эпоны в крупных городах почти не осталось и следа.
Внешний вид Эпоны в искусстве различается по функциям в зависимости от происхождения каждого изображения. За немногими исключениями, Эпона всегда одета и находится в присутствии лошадей. Помимо этих животных, ее обычно изображают в одиночестве, а иногда и безбрачной. Хотя эти черты присутствуют на всех изображениях, позы и позы Эпоны и ее лошадей различаются в зависимости от того, где они были найдены.
Первый тип изображения, найденный в северо-восточной Галлии и в районе Рейна, изображает богиню, сидящую на кобыле, иногда в сопровождении жеребенка. Переносимая лошадью, она может выступать как погребальный символ: на некоторых стелах видно, что она вызывает в памяти путешествие души в преисподнюю (изображение женщины как символа души умершего согласуется с фольклором древних религии).
Во втором типе изображения богиню окружают лошади (которых она иногда кормит). Такие изображения встречаются в основном в центральной Галлии. Есть еще один способ изобразить Эпону: она может лежать на лошади, полуобнаженная (как в Аллерей, Бургундия). Ее атрибутами обычно являются рог изобилия или колышек. Иногда ее сопровождает собака, а иногда - боги, богини или духи (часто встречаются местные изображения Марса, Геркулеса или Сильвана).
Когда нам приходится изучать кельтское божество, часто бывает полезно сравнить его с тем, что известно о кельтской традиции, оставившей мифологические писания в Ирландии. Несмотря на то, что запись мифологической кельтской Ирландии (и Уэльса) началась в начале Средневековья и относится в основном к Британским островам, иногда полезно попытаться установить связи со старыми кельтскими традициями, из которых произошли эти истории.
Эпона часто ближе к богине Рианнон Кимрик (имя происходит от кельтского слова «Ригантона», означающего «великая королева»), появляющейся в Мабиноги из Пуйла. В такого рода романах о короле Артуре говорится, что невозможно было поймать ее, когда она ехала верхом, так как она ехала так быстро; она развлекала гостей в Харддлехе, напевая за едой. Рианнон была замужем за Пуйлом и Манавиданом. Возможно, у нее также была функция сопровождать мертвых и здесь.
Между Эпоной и Рианнон, безусловно, есть сходство, например, их привязанность к лошадям, их роль спутницы мертвых, но есть и различия в масштабах: богиня Эпона была одинока, а Рианнон, которую считали королевой, была замужем. Кроме того, лаймы особенно обожали Эпону, в то время как Рианнон существовала в кельтской литературе (особенно в Британии). Таким образом, если между двумя персонажами есть неоспоримое сходство, было бы разумнее не отождествлять их полностью.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории