Ирландию, зеленый остров с довольно мягким климатом, многие считают прообразом библейского рая. Опять же, остров этот-единственное место на Земле , где нет змей ( а мы ведь помним, кто в Раю контрабандными яблоками барыжил...).
Народ жил здесь весьма неплохо, так как климат позволял, а волны всемирных переселений народов сюда не доходили. Как обосновались здесь когда-то кельтские племена, так до сих пор и живут.
Жили весело. Пришельцы появлялись редко. Римлянам Хиберния (так тогда называли Ирландию) показалась совершенно невыгодной в качестве провинции, а угрозы она не представляла. Викинги пытались пограбить побережье, но переключились на более богатые регионы.
Ирландцы (гэлы) и сами пацифистами не были, жили они феодальными кланами, периодически враждующими друг с другом. Сами довольно вспыльчивы, а учитывая пристрастие к алкоголю, вообще весьма агрессивны. Пьют ирландцы, причем без различия на пол и возраст, так, что русским лучше скромно посидеть на заднем ряду.
В общем, ирландцы в голодный год и сами не прочь были пограбить побережья соседей.
Забегая вперед, когда англичане окончательно завоевали остров, из ирландцев получилась прекрасная английская пехота (до 60% в некоторые периоды), эффективные наемники, прекрасные гангстеры, полицейские и президенты в США.
Жизнь ирландца сама готовила из него идеального воина. Официально боевая подготовка в кланах начиналась с 16 лет. На острове правил его величество Бардак, набеги разбойников или солдат соседнего лорда были обычной рутиной. Молодые ирландцы, которые уже вошли в силу, но не получили еще наследства для ведения самостоятельного хозяйства, чтобы не мешать старшим, сбивались в банды (в нашем понимании) или Фианны, и занимались всяким-жили в лесу, пропитание добывали самостоятельно, где охотились, где угоняли соседский скот, где нанимались на подраться или повоевать.
Строго говоря, Фианна-это небольшая группа бродячих воинов-охотников. Причем, отпрыски аристократии также проходили эту школу жизни.
«Хотя большинство членов в конечном итоге унаследовали землю, женились и осели, некоторые провели свою жизнь как профессиональные защитники, нанятые остальным населением, чтобы отомстить за свои обиды, собрать долги, навести порядок на пирах и так далее. "Кэтрин Симмс.
Первые сведения о фианнах были записаны во время их пиратских набегов на побережье тогда еще римской Шотландии.
Соответственно, в случае войны, в наличии имелось множество подготовленных к войне людей, из которых и комплектовалось профессиональное ирландское ополчение.
Эти бойцы получили название "керны" (цейтерны).
Керн, kern является англизированным среднеирландским или гэльским словом ceithern . [ˈkʲeθʲern] или ceithrenn означает собрание людей, "военный отряд". Один боец это ceithernach . Слово может происходить от предполагаемого протокельтского слова * ketern ā, в конечном счете, от индоевропейского корня, означающего цепь. В средневековой Ирландии так назывался гэльский солдат, но использовалось и схожее слово-cateran, «горный мародер» и «бандит».
Кернами называли первоначально всех ирландских воинов, пешее ополчение и даже легкую кавалерию. Вооружалось это воинство всем доступным оружием, обычно мечами, щитами, луками, дротиками.
С развитием общества и военного дела название закрепилось за ирландской легкой пехотой.
Надо отметить, что специфика Ирландии, это скромная трехвидовая структура армии- всадники, тяжеловооруженные воины (галлогласы) и легкая пехота из кернов.
О галлоглассах статья уже есть на канале.
Керны, как легкая пехота, редко как легкая конница, на поле боя выступали в качестве застрельщиков при строе галлогласов. Они также проводили внезапные атаки и набеги на противника, укрываясь затем за тяжелой пехотой. При этом они могли также вести ближний бой и преследовать бегущего противника, они были «легче и крепче, чем [английские солдаты) в труде и походе».
Особенно важно было выдержать первый натиск кернов, сочетающий скорость и неожиданность. Врага пугали громкими криками и трубами, закидывали тучей дротиков и вырезали ошалевших врагов мечами и кинжалами. Но если врагу удалось сохранить строй, керны откатывались за спины галлогласов и выжидали новый удобный случай.
Но что касается засад, набегов, разведки и партизанской войны, керны были первоклассными специалистами.
Английский администратор Эдмунд Спенсер (ок. 1552-1599) называл кернов "великими презрителями смерти", которые без труда переносят холод, труд, голод и любые жестокости.
Керны использовали легкие кожаные доспехи, не мешавшие движению, шлемы и перчатки. Оружие в основном применялось метательное- легкие дротики, луки, праща, копья. Также алебарды, билли, клейморы и щиты.
У каждого керна был лук ( bogha ), «скив» или колчан, три копья, меч ( claideamh ) и кинжал (скене или сгиан, ирландский скан или шотландский гэльский sgian ), На двух воинов при Тюдорах был один мальчик-слуга для ношения оружия. У всадников было по две лошади, у некоторых по три, причем на второй ехал его слуга.
Керны обычно носили свободную тунику шафранового цвета, иногда вместе с короткой курткой. В холодное время кернам помогали лохматые плащи с мехом.
Жан Фруассар (ок. 1337–1410) описывает солдат- ирландцев, носящих «очень простые» доспехи ( кожаные или тканевые ).
Классическое описание керна есть у Джона Дыммока, служившего в свите графа Эссекса, лорда-лейтенанта Елизаветы I в Ирландии,
«... своего рода пехотинец, слегка вооруженный мечом и круглым щитом из дерева, или лук со связкой стрел с зазубренными наконечниками, или еще три дротика, которые они бросают с удивительной легкостью и близостью, оружие более вредное для врага, особенно для всадников, чем смертельное».
К сожалению, новые веяния и модные тенденции военного дела попадали на Изумрудный остров с опозданием, керны достаточно долго использовали свое архаичное вооружение, но с энтузиазмом восприняли новинки, в том числе и огнестрельное оружие. Благо, леса и дубравы Ирландии благоприятствовали проведению засад , где ценилась индивидуальная подготовка.
Ибо география первична, под нее подстраивается и образ жизни аборигенов и стиль их военного искусства. Ирландия так переварила и викингов и англо-нормандцев, их лорды осели на острове и вскоре полностью обирландились, переняв местный воинский обычай. Даже галлогласов пришлось постоянно новых завозить из Шотландии и с Гебридских островов, на месте они уже в третьем поколении превращались в кернов).
Сами керны делились на две категории:
1. профессиональные наемники, которых принимали на временную службу лорды;
2. крестьяне, сражавшиеся за своего лорда или свой клан (ополченцы), в принципе все мужчины клана, способные носить оружие, за исключением монахов, бардов и т.п.
Более ценились профессионалы. Ирландские лорды часто формировали отряды "домашних кернов", которые вместе с галлогласами на постоянной службе составляли гвардию лорда.
Так как География поместила остров слишком далеко от Бога и слишком близко к Англии, Ирландия стала первой целью для завоевания сразу после объединения Англии нормандцами в XI веке. Процесс длился около 600 лет, окончательное завоевание Ирландии приписывают лорду-протектору Кромвелю в середине XVII века. Гэлы постоянно сопротивлялись оккупантам, поднимая восстания и привлекая европейских союзников.
Англичане неоднократно встречались на поле боя с кернами, которые оставили неизгладимый след в коллективном бессознательном британцев.
Барнаби Рич (1542-1619), который лично участвовал в ряде сражений с ирландцами, называет керна "отбросом, адским отродьем, годным разве что на виселицу". Томас Блаунт в своей "Глоссографии" (1656 г.) пишет: "чаще всего мы принимаем керна за фермера или деревенского бродягу". У шекспировского лорда Йорка это "лохматый хитрый керн", а в английской народной мифологии это вообще не солдат врага, а скорее полумифическое страшилище, скрывающееся в лесу.
В английском языке слово "керн" помимо прямого значения, также применяется для грубого бродяги, буйного деревенского жителя, дикаря из болот.
Ну и ...
"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"(с).
"Лорд Йорк, свою звезду вы испытайте.
Там дикие на нас восстали керны
И красят землю кровью англичан".
"Генрих VI", 2-я часть, обращение кардинала Бофора к герцогу Ричарду Йоркскому.
Жестокий Макдональд -
Мятежник прирожденный: в нем кипят
Пороки без числа; ой с островов
Набрал отряды кернов, галлогласов;
Судьба, проклятой ссоре улыбаясь,
Казалось, уж злодею отдалась,
Но все напрасно...
О слушай,
Король! Лишь доблестное правосудье
Погнало пред собой бегущих кернов,
Король норвежский, выждав этот случай,
Со свежим войском в блещущих доспехах
На нас пошел.
Наемников, несчастных этих кернов,
Я не могу рубить. Тебя убью,
Макбет, иль меч мой без работы в ножны
Вернется незазубренный...
«Макбет» (1606 г.).
Разумеется, ждать от англичан комплиментарности к своему многовековому противнику бессмысленно. Но они ж неправы и фактически!
Большинство кернов относилось как минимум к уважаемым людям в ирландском обществе. У них было право носить оружие. По происхождению они в основном происходили из свободных крестьян, мелких арендаторов и младших и незаконнорожденных сыновей знати. Ничем они по статусу не уступали английским йоменам или шотландским горцам.
Предубеждения, конечно, сильная вещь, еще в XI веке нормандские завоеватели с их тяжеловооруженными воинами («руты» или по-гэльски «сершенейх») воспринимали легких ирландских пехотинцев как голодранцев и косматых бродяг, записывая в хрониках, что керны сражались голыми.
Но была одна категория кернов, которая почти оправдывала британские страшилки. После первого англо-нормандского завоевания часть ирландцев ушла в леса партизанить. Отряды этих "вудкернов"(«лесных кернов») или «кетерн койл» терроризировали переселенцев-захватчиков. В связи с этим в 1297 году даже появился закон, обязывающий владельцев земель расчищать дороги от упавших деревьев, за которыми лесные керны устраивали свои засады.
Во время восстание Десмонда (1569-1573 и 1579-1583 годы) в битве при Гленмалуре 25 августа 1580 года (Мюнстер) керны, использовав выгодную позицию разбили трехтысячную армию англичан и вырезали около 800 из них, что стало катастрофичными потерями для армии королевы Елизаветы.
В конце 16-го века Хью О'Нил, граф Тайрон, возглавивший коалицию ирландских кланов во время Девятилетней войны против Тюдоров, отказался от традиционного найма наемников из местных и рэдшенков (красноногих), вооружил крестьян своего клана, сформировал из своих кернов (цейтернов) армию современного типа, с опытными командирами и современным оружием. Были созданы отряды пикинеров, мушкетеров и мечников. Новая армия кернов прекрасно проявила себя в боях.
В битве при Клонтибрете в графстве Монаган в мае 1595 года колонна из 1750 английских солдат во главе с Генри Багеналом, спешившая на выручку осажденному гарнизону замка Монаган, попала в засаду более многочисленной гэльской армии во главе с Хью О'Нилом, графом Тайроном. Англичане понесли очень тяжелые потери, это стало их первым серьезным поражением за время войны.
При Желтом Броде на реке Блэкуотер 14 августа 1598 году ирландские повстанцы столкнулись лоб в лоб с мощной английской армией в 4000 человек и победили. Все по той же схеме. Пытающаяся деблокировать осажденный город английская колонна, ирландская засада на дороге, разделка колонны на две части и уничтожение.
Потом, правда, военное счастье изменило О'Нилу, были разгромлены англичанами союзные испанцы, а коалиция ирландских лордов развалилась в процессе. Мир «грубых тупоголовых кернов» (Шекспир, Ричард II) рухнул. До независимости Ирландии оставалось еще более трех веков...
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам