Думаю, совершенно логично дирижеру начать рассказывать о музыкальных профессиях именно с этой. Дирижер рассказывает о дирижерах.
Дирижер-это действительно одна из самых непонятных профессий.
Кто они такие, зачем они нужны и можно ли обойтись вообще без них-без этих дирижёров? И при чём тут эта самая дирижерская палочка?
И знаешь, дорогой друг, ты не думай, что всё знаешь об этой профессии. Потому что я до сих пор узнаю что-то новое и интересное. И, кстати, я собираюсь тебя немного удивить.
Так что же это за профессия такая -"дирижёр"?
Сразу хочется сказать, что в обязанности дирижёра входит выбор репертуара для музыкального коллектива, разучивание музыкального произведения и обеспечение его гармоничного звучания-чтобы никто из исполнителей ни в коем случае не вступил ни раньше, ни позже.
И если вдруг какой-нибудь оркестрант будет в ударе и заиграет громче, чем положено, дирижёр тут же отреагирует и своей палочкой, рукой или просто глазами быстро успокоит разошедшегося исполнителя.
Так что, как ты понимаешь, в большом музыкальном коллективе, оркестре или хоре, без дирижёра никак не справится.
Но вот до девятнадцатого века небольшим музыкальным ансамблем управлял органист или пианист. А в тех ансамблях, где не было партии фортепиано, управлял ансамблем, задавал темп и характер произведения первый скрипач.
Ну а теперь внимание! Я ведь обещала тебя удивить!
Так вот тот образ дирижёра, который мы знаем, сложился только к 19 веку. И удивительно то, что стоял дирижёр лицом не к музыкантам, а к слушателям! Потому что считалось стоять спиной к публике неприлично. Представляете: стоит дирижёр и управляет оркестром или хором, стоя к музыкантам спиной! Та ещё картинка! А ведь как это неудобно и не практично и для дирижёра, и для музыкантов-исполнителей.
Так вот нашлись смелые люди, которые решили изменить "суть вещей". Первыми от этого неудобства отказались Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
А композиторы-дирижёры Карл Мария Вебер и Людвиг Шпор впервые стали использовать для дирижирования небольшую тонкую деревянную палочку. Причём совершенно независимо друг от друга.
Дирижирование палочкой так понравилось, что с тех пор дирижёр оркестра и дирижёрская палочка просто неразлучны.
Когда-то в девяностые годы я читала такую историю:
Александр Константинович Глазунов, известный русский композитор, приехал на гастроли в Англию. Английского языка он не знал, но специально выучил одну фразу на английском, которую и сказал музыкантам:
- Господа, прошу сыграть то, что нарисует эта палочка!
Ещё хочется сказать, что в настоящее время некоторые дирижеры отказываются от дирижёрской палочки. Что касается меня-мне всегда было не очень удобно дирижировать палочкой. Я люблю "рисовать мелодию" кистями рук, пальчиками и мимикой лица.
Ну что, получилось мне тебя удивить хоть немного?
Спасибо, что ты был со мной сегодня, мой дорогой читатель!
Всего тебе самого хорошего!
Буду признательна за подписку и лайк!