Окончание. Глава 41 - здесь
Начало саги - здесь
Старшая со страстью вгрызлась в учебу в 10 классе. Конечно, получалось у нее не всегда и не все, но памятуя мои наставления, что учителя зачастую ставят хорошие оценки уже за факт старания - дочь следовала моему совету, и тот привел к ожидаемому успеху: первое полугодие она закончила лишь с одной тройкой.
Тем не менее, становилось очевидным, что в школе ей некомфортно. То ли академические знания ложились на нее непомерным грузом, то ли она чувствовала себя слишком взрослой для школы. Ведь Старшая была на год-полтора старше своих одноклассников. Летом ей должно было исполниться 18, а она все еще оставалась школьницей.
-Может, попробуем подобрать колледж с другой профессией? - спросила я. - Такой, для которого не нужно уезжать из Москвы.
Но с выбором направления тоже была проблема. Осознавая, с какой легкостью Старшая умеет находить подход к людям, она задумалась было о профессии психолога. Но в колледже на них не учат - для этого ей по-любому нужно оставаться в школе, а затем поступать в вуз.
Также становилось понятным, что от реальных знаний из школы у Старшей только и есть - видимость активной работы. В голове почти ничего не оседало, хотя работу с репетиторами она продолжила, ведь впереди ее ждали ЕГЭ.
Я предлагала дочери разные книги, и даже, как в более раннем детстве, видя, что самих их за книги не загнать, снова начала читать детям вслух по вечерам. И если Мелкие слушали меня с интересом, то Старшей было лень даже это - она вполне могла уснуть в процессе чтения. Правда, как ни странно, утром помнила, что я читала. Но такая информация все равно не держалась в голове долго.
Стало ясно, что интеллектуальные профессии - не наш путь.
Между тем у нее обнаружился очевидный талант - она прекрасно готовила. Не читая никаких рецептов, она чисто интуитивно сочетала продукты в процессе готовки и ваяла шедевр. Оформление и подача блюда у нее тоже всегда была на высоте. А любимой передачей стали выпуски программы "На ножах" с Константином Ивлевым.
Но предложение учиться на повара было ею с яростью отвергнуто.
-Я что, по-твоему, бОльшего не стою? - взъярилась Старшая.
-А по-твоему - Ивлев - лох педальный, что посвятил жизнь ресторанному бизнесу? - возразила я.
-Нет, - растерялась Старшая. - Он крутой.
Я открыла сайт с биографией ее любимого ресторатора.
-Смотри сюда, - позвала я. - Видишь его образование? ПТУ. Это то же самое, что колледж с обучением на повара. Другого образования у него нет, только разные курсы повышения мастерства. Тебе никто не мешает пойти по тому же пути. Тем более, что деньги на дальнейшую учебу у тебя есть.
Возразить было нечего, но Старшая все равно сомневалась. Она бегала к психологу Диане Львовне за советом, иногда затевала разговоры со мной. Я не хотела на нее давить, чтобы потом не нарваться на обвинения, что сломала ребенку жизнь, поэтому большей частью просто выслушивала ее рассуждения.
В конце весны она, наконец, решилась.
-Я пойду учиться на повара, - сказала дочь. - А пока каникулы - найду себе работу.
Хотя ей еще не было 18 лет, ее согласились взять на неполный день в Бургер Кинг, где за лето она умудрилась сделать потрясающую карьеру.
Год назад она уже пыталась устраиваться на работу через молодежный центр занятости, но выдержала всего один рабочий день - не захотела рано вставать по утрам. Я опасалась, что в этот раз будет то же самое: как бы хорошо ни вела себя Старшая последние два года - проблемы с волей у нее еще оставались. Но дочь превзошла все мои ожидания: четко отслеживала рабочий график и приходила на работу без опозданий, а при необходимости могла и задержаться. Лето было жарким, а кондиционеры в цеху работали плохо, но Старшая мужественно терпела дискомфорт и старалась изо всех сил.
В считанные дни она освоила готовку всего ассортимента, но наибольшего успеха она достигла в работе с клиентами. Так как она наизусть знала меню ресторана (Старшая уже много лет была фанаткой данного заведения), то всегда могла заинтересовать клиента, и тот с удовольствием делал заказ, за который потом рассыпался в благодарностях. Хотя в БК были запрещены чаевые, осчастливленные клиенты то и дело стали втихую засовывать ей их в карман и писать благодарственные отзывы.
В июле 2021 года Старшей исполнилось 18, и ее обучили работать за кассой. Здесь тоже пригодилось умение обаять клиентуру, в результате чего ее касса давала максимальную выручку.
Дело дошло до того, что, несмотря на ковидные ограничения, другие точки питания начали переманивать Старшую к себе. Впервые в жизни дочери довелось поймать кайф от самого настоящего, честного и заслуженного успеха. Решение выучиться на повара стало окончательным и бесповоротным.
Несмотря на высокий конкурс в московские колледжи, Старшей удалось проскочить на бюджетное место в один из них, по счастливой случайности - ближайший к дому. Отпраздновав ее зачисление, мы стали готовиться к отпуску.
Поехать за границу как раньше нам уже не светило, поэтому мы решили направиться в городок моего детства - Рыбинск, где до сих пор живет мой отец. Жилье нам досталось на самом берегу Волги в очень красивом месте, прямо-таки располагающем к творческой работе.
Дело в том, что когда-то давно, еще до появления у меня детей, я плотно залипла на сериал "Секретные материалы". Обычно я плохо отношусь к данному киношному жанру, но для СМ сделала исключение, и с появлением фанатских сообществ в начале двухтысячных стала их завсегдатаем.
С появлением первого ребенка, затем Младшей, а потом и Старшей, увлечение стало забываться, хотя некоторые подписки у меня хранились много лет. Однажды я увидела, что в одном из сообществ провозгласили творческий конкурс по мотивам любимого сериала. Участники могли писать литературные произведения (фанфики), стихи, песни, выполнять ручную тематическую работу, и много чего еще - на что хватит фантазии.
На душе было легко и хорошо, и я вдруг подумала: а почему бы нет? С возрастом сериал стал оцениваться мной совершенно иначе, и казалось, мне есть что сказать народу. Быстренько сколотив собственную команду, аккурат в Рыбинске я принялась за дело.
Тогда я еще не знала, что наши счастливые два года со Старшей подошли к концу. Впереди нас ждали последние, самые тяжелые испытания, которые закончились уходом дочери из дома и разрывом отношений на полтора года.
Я не могла знать, что много месяцев спустя, аккурат, когда возобновится мое общение с дочерью, и сам фест, и его организаторы, полностью себя дискредитируют в моих глазах, но тогда, осенью 2021 года это мероприятие оказалось для меня сущим спасением. И конечно, некому было поведать, что именно члены команды, люди, с которыми свел меня этот спорный фест, мощной опорой встанут под моей шатающейся крышей, раскрыв во мне новые способности и помогая отвлечься от жуткой реальности.