Примерно 500 лет до нашей эры на территории нынешнего Непала родился принц из рода Гаутама, звали его Сиддхартха. Считается, что его жизнь была легка и беззаботна лет до 30, пока он во время одной из своих редких прогулок за пределами дворца не увидел четыре зрелища, изменившие всю его жизнь: старик, больной, труп и отшельник. Гаутама осознал, что старение, болезни, смерть и мучения - это неизбежные бедствия человеческой жизни. Вне зависимости от твоего статуса и богатств ты так или иначе будешь подвержен страданиям. Сообразив, что понять причины страдания можно путем самопознания Гаутама оставил дом, семью, статус и все богатства и начал свой поиск пути, ведущий к душевному покою.
Сначала Гаутама провел несколько лет в обители аскетов, постигал вековые истины и перенимая знания местных мудрецов. Но ответа он так и не нашел. Это побудило его на сугубо автономные поиски счастья и гармонии.
По легенде, когда Гаутаме было уже 36 лет, он сел под фикусовое дерево и решил не вставать пока не достигнет полного просветления.
И через 49 дней медитации, он все-таки смог его достичь! Там и тогда он пробудился. Он понял природу человеческих страданий.
Гаутама понял, что страдание рождается из желаний. Сознание человека практически на любой опыт отвечает новым желанием, а желание порождает неудовлетворенность. В ответ на приятный опыт/стимул - сознание хочет получить еще вот этого приятного, а потом еще и еще немного (много). Если происходит что-то неприятное то, сознание тут же хочет прекратить это. Сознание никогда не удовлетворено, всегда пребывает в беспокойстве. Но научившись принимать вещи такими как они есть, страдание исчезнет. Например, медитируя, и во время медитации задавая себе вопрос "Что я сейчас испытываю?". Регулярно практикуя эту медитацию, человек учится четче прислушиваться к себе и отслеживать свои истинные пробуждения. В последствии так можно достичь нирваны.
А нирвана это есть угасание огня, то есть состояние полной удовлетворенности и блаженства.
Поняв сначала суть страданий, Гаутама смог погасить свой огонь, достичь нирваны, тем самым полностью освободиться от страдания. С того момента он прославился как "Будда" = "Просветленный".
Можно прийти к неутешительному выводу, что жизнь человеческая - это череда страданий, от которых однако можно освободиться. Если научиться принимать реальность как она есть, страдание исчезнет.
Кто ничего не желает, то и не терпит страданий.
Звучит потрясающе, однако на первый взгляд кажется, что ничего не хотеть с точки зрения физиологии невозможно. Даже закрыв все элементы пирамиды Маслоу (которая, собственно, не Маслоу ) то у человека все равно будет в чем-то потребность. Потребность стимулирует деятельность, новая деятельность формирует опыт, который будет дальше индуцировать желание, которое есть корень страданий.
Потребность -> деятельность -> опыт -> желание => страдание
Полный отказ от потребности невозможен из-за физиологии, которая с какой-то периодичностью напоминает о себе в разных ипостасях.
Возможно здесь я путаюсь (и путаю вас) в определении и понимании желания и потребности. За уточнением, предлагаю нам обратиться за помощью к Рене Жирару.
Рене Жирар, французский философ, ввел миметичную концепцию, лежащую в основе многих аспектов жизни человека (в т.ч. происхождение наших желаний).*
*выше самое поверхностное из поверхностных описаний деяний Жирара. Его труды уходят далеко в теорию происхождения религии и культуры, однако здесь и сейчас для нашего разговора я затронула лишь малую толику от его трудов.
Согласно Жирару существуют некие модели для подражания = объекты желания.
Люди выбирают некий объект для подражания, желая соответствовать выбранной модели. Такое подражание Жирар назвал "мимесисом" от греч mimesthai - имитировать, подражать.
Модели, они же объекты желаний, это все то, что мы хотим себе и для себя: любые вещи, которые есть у других; жизнь, которую эти другие живут.
Модели закладывают нам желание того, чего у нас в данный момент нет. Особенно сильно мы желаем чего-то труднодоступного/недостижимого.
Жирар разграничивал потребности и желания. Желания рождаются от потребности подражать, а для удовлетворения базовых потребностей нам не нужны модели для подражания. Мы сами способы разобраться, когда нам нужно поесть и поспать. Но удовлетворив все базовые потребности, мы попадаем в хаотичную мультивселенную желаний, где нет четкой структурированной иерархии, так как у всех разные модели, которые каждый по-своему приоритизирует для себя.
Еще раз, модель - объект желания, нечто достойное нашего внимания.
Например, в райских садах у Евы не было желания есть запретный плод, пока змей искуситель не показал ей модель. Змей предложил Еве желание. Именно так и поступают модели (и именно так поступают искусители). Плод, который первоначально не вызывал никакого желания, внезапно стал самым желанным.
Но, сам же Жирар парировал, что несмотря на стремление к сходству с моделью, становление ее точной копии не всегда хорошо.
Парадоксально, но начиная с какого-то предела чем больше общего у людей, тем больше у них чувство угрозы.
Во многих культурах существует миф, в котором близнецы убивают друг друга. Самые известные близнецы в таком контексте это Ромул и Рем.
*Но если вспомнить этот и подобные мифы, то в них у близнецов из общего только внешность, все остальное кардинальное другое. (Возможно идентичная внешность и противоположные интересы - это некая метафора, которую я пока не до конца понимаю).
А сейчас с этим по идее совсем должна быть беда, у нас появились социальные сети сближающие весь мир, снабжающие нас буквально всеми моделями каждую секунду. Вероятно такое сближение тем самым усиливает конфликт. Но это вопрос открытый
К тому же сейчас помимо банальной саморекламы, модели также демонстрируют еще один интересный посыл. При первом взгляде на ту или иную модель кажется, что посыл в том, что можно добиться удовлетворенности и счастья благодаря определённому товару или услуге.
Но любопытно и пугающе то, что одновременно транслируется еще одно более тонкое и влиятельное сообщение. Что эти товары не только дадут нам возможность самореализоваться и насладиться жизнью, но и если у нас их не будет, это помешает нам быть счастливым, удовлетворенными и реализованными.
Трудность в том, чтобы осознать, что нечто удовлетворяет нас потому что мы лично определяем это нечто как удовлетворительное, а не потому что нам об этом сказали.
И если вернуться к самому началу, к фиговому дереву, где самоотреченнный принц достиг просветления, мы вспомним, что все страдания от желаний нашего неуемного сознания. Которое в ответ на любой стимул желает большего, хочет лучшего; и требует остановки неприемлемого, когда нас что-то огорчает. Утихомирить внутренний огонь Будда предлагал медитацию, суть которой в том чтобы периодически самодиагностировать себя вопросом "а что я сейчас чувствую?"
Отсюда вопрос «а я что сейчас чувствую?»