Найти тему
Путь автодидакта

Ловушка

Каждого писателя в начале пути поджидает очень коварная и опасная ловушка. Не только писателей, но вообще каждого, кто обучается чему-либо.

Мы постоянно и непрерывно учимся, чем бы мы ни занимались - это просто факт. Учеба для мозга - это процесс построения модели реальности и ее проверка через обратную связь из внешнего мира. Мы постоянно учимся, когда повторяем какое-то действие больше одного раза.

В процессе научения наш мозг захватывает фрагмент реальности, который он ранее упустил, и использует его для построения новой модели мира. Такие модели могут отражать как внешнюю реальность, так и внутреннюю: первые формируются, когда мы изучаем историю, ботанику или карту города; вторые – когда мы учимся координировать движения во время игры на скрипке. В обоих случаях мозг интернализирует (т.е. встраивает внутрь) некий новый аспект реальности: фактически, чтобы усвоить неизвестный материал, он соответствующим образом перенастраивает свои нейронные сети.

Станислас Дэан, стр. 20
Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока  /  С. Деан+ —  «Эксмо»,  2020 — (Книги, которые сделают вас еще умнее)

Писатели хотят чтобы их читали. Как начинающие, так и издаваемые. Для этого нужно писать хорошо. Для этого нужно научиться писать, никто не рождается писателем. Мы рождаемся даже без модели языка в наших гениальных черепных коробках. И затем, фраза за фразой, предложение за предложением мы учимся использовать язык, чтобы выражать идеи. Затем мы собираем идеи вместе и подаем их под соусом каких-то историй. Мы учимся описывать персонажей, мы учимся описывать места, мы учимся писать диалоги, мы учимся составлять сюжет, чтобы он затягивал читателя... И так далее.

Ловушка в том, что это итеративный процесс. Мозг каждый раз должен скорректировать модель мира (в нашем случае навыки обращения с языком для рассказывания историй) через обратную связь из внешнего мира. Но наши итерации часто слишком медленные. Некоторые пишут рассказы месяцами и годами, некоторые романы пишутся десятилетиями. Но даже если и писать быстрее, все равно получается слишком долго. Долгие итерации это не катастрофа. Мы все равно учимся. Проблема в том, что это медленно. Нам просто не хватит жизни, чтобы прочитать свой первый по-настоящему мастерский текст, если двигаться слишком медленно.

Поэтому, вместо отчаяния и разочарования, лучше предпринять кое-что. Раз уж мы теперь видим как устроен процесс приобретения мастерства (или учебы), мы можем им управлять.

Чтобы ускорить свою учебу и быстрее выдать бестселлер, нужно укоротить итерации и улучшить качество обратной связи. Это касается любого ремесла. Чему бы человек ни учился, он добьется результата быстрее, если будет получать более качественную обратную связь быстрее.

Можно долго писать романы, это ОК. Главное, получать обратную связь быстрее и регулярнее. Например на фрагменты текста, главы, части и т.д. Ну и желательно сделать эту обратную связь максимально качественной. Не просто отзыв, не просто похвалу или hate. А конкретную обратную связь о конкретных элементах текста.

Мозг учится автоматически, это его нормальный режим работы. Мы не можем заставить его работать как-то иначе. Лучше воспринимать его как двигатель автомобиля. Мы можем слушать его, ухаживать за ним, использовать согласно инструкции. Результат не заставит себя ждать. Главное не попадать в ловушку слишком долгих итераций и плохой обратной связи.