Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Пакт: Предвоенные качели советско-германских отношений

Есть мнение, что СССР в довоенные годы активно сотрудничал с Германией, в надежде использовать её как «ледокол» – для тарана свободного мира. Это мнение Резуна, и само собой, оно ложно. Тем не менее, – сотрудничал же. Этого отрицать нельзя. Но стоит разобраться в сути вопроса.

-2

...Активное сотрудничество СССР и Германии началось ещё в 20-х годах. В том числе и военно-техническое, хотя доля последнего и была смехотворна на общем фоне. Но можно вспомнить и про танковый полигон под Казанью. Однако, делать это следует, не упуская из виду исторический контекст.

-3

Разработка Германией новых вооружений после поражения в Первой Мировой войне была запрещена Версальскими соглашениями. В которых СССР не участвовал, – не пригласили, почему-то. Как, собственно, ни к чему не обязывали эти соглашения и какие-либо другие страны, за исключением самой Германии и держав-победительниц: Англии, Франции и США. Первая должна была ограничения соблюдать, а три последних – следить, чтобы ограничения соблюдались. Как следствие, когда тайное стало явным, каких-либо претензий по адресу СССР, Швеции (там тоже был танковых полигон), Голландии и Швейцарии, высказано не было. Перечисленные страны ничего не нарушали.

-4

...Зачем было помогать Германии? За плату. СССР таким образом получал доступ к немецким разработкам, а часть из них вообще проводилась по советским заказам. Так появилась, например, легендарная «сорокопятка», и косвенно даже танк «КВ», ставший плодом многолетнего допиливания проекта «Танк Гротте».

-5

И, если что, никаких хитрых планов связанных с вооружением Германии Сталин не имел, потому что не мог. Это не от него зависело. Разрешить или не разрешить Германии иметь армию могли только враги СССР – «версальские державы».

Кстати, о врагах. Сотрудничество имело место с Веймарской Германией и резко прекратилось после прихода к власти Гитлера. По инициативе последнего. Фюрер нашёл, что сочетание антикоммунистической риторики и общих с СССР проектов трудно будет объяснить народу. Сталин же ничего и никому объяснять обязан не был. Сотрудничество с фашистской Италией, начавшееся в тех же 20-х, – уже при Муссолини, – ещё некоторое время продолжалось.

-6

...Но скоро отношения испортились и с Италией. Вторая Мировая уже местами начинала тлеть. После начала гражданской войны в Испании СССР, Англия, Франция и США поддержали республиканцев (или, как минимум, выражали им сочувствие), тогда как Германия и Италия – националистов. Стоит также отметить, что отношение к троцкистам и анархо-синдикалистам, из которых состояло левое крыло республиканцев (а было ещё и правое), в Англии и Франции не было столь непримиримым, как в Советском Союзе, тогда как германский союзник на Пиренеях угрожал именно им. Тем не менее, СССР, – отринув идеологические предрассудки, – проявил наибольшую активность. И это было замечено.

Ещё лучше дела складывались в Китае, подвергшемся нападению Японии. Советская и американская сторона легко нашли общий язык – на почве общих интересов, – и решили, что китайские коммунисты и националисты должны выступить единым фронтом, – причём помощь иностранными державами будет оказываться тем и другим одинаково. Такой план устроил всех, кроме японцев и Чан Кай Ши. Но с японцами так и было задумано. Да и Чан Кай Ши быстро согласился – под дулом пистолета.

-7

...То есть, в 1936 начале 1939 года отношения СССР с будущими союзниками быстро улучшались. Экономическое и военно-техническое сотрудничество велось уже с ними. К этому же периоду относятся и настойчивые попытки советской дипломатии оформить наметившуюся оттепель в антигерманский союз… Как известно, безуспешные. Почему, – отдельный вопрос.

Важна в данном контексте солидарная – поддерживаемая как советскими, так и антисоветскими источниками – трактовка пакта Молотова-Риббентропа… Сталин взял и заключил пакт о ненападении с Германией. Или что-то зловещее замыслив, или же в чём-то таком заподозрив англичан… Это совершенно неправильная трактовка события.

Взял и заключил пакт – Гитлер. Инициатором сближения выступила Германия. И платила за всё тоже Германия – строго в одно лицо. Гитлер отдавал половину Польши (без необходимости для СССР объявлять войну и вести боевые действия). Плюс отдавал четырёх сателлитов на Балтике. То что, Сталин Финляндию взять не смог, а только понадкусывал, – проблемы Сталина. Гитлер своё слово держал… Плюс отдавал часть территории своего пятого сателлита – Румынии. Плюс начинал поставки новейших образцов вооружений (исполнено), комплектующих для военной техники и станков. СССР же, со своей стороны, хоть чем-либо не обязывался вообще. Даже ненападением. Ведь при таких раскладах Сталину становилось просто невыгодно вступать в войну на стороне Польши, – даже если последняя после немецкого вторжения передумает и согласится.

-8

...Часто упоминается, что СССР до лета 41 поставлял Германии зерно и нефть. Но это – ни о чём. Вышеуказанное с таким же успехом поставлялось в Германию и до пакта, и вообще до Гитлера. А если что, то Японии СССР поставлял нефть… до лета 1945. Это отдельная история, да и поставлялись крохи, однако, и Швеции, обеспечивавшей Германию железом (30% всего потребления) никто, – даже мы, – ничего позже не предъявил. Право нейтрала.

Если проще: Гитлер сделал Сталину слишком выгодное, чтобы отказаться от него, предложение.

-9

...Но в декабре 1940 года Гитлер принимает решение о войне против СССР, как против «последнего союзника англичан не континенте». И тут, конечно, может возникнуть вопрос, – почему союзника-то, если в апреле того же года англичане и французы планировали налёт авиации на Бакинские нефтяные прииски, почитая СССР если и «союзником», то – Германии?

А с капитуляцией Франции всё изменилось. Весь расклад. Причём, изменилось внезапно и для всех, – включая Гитлера, пессимизм своего генштаба не разделявшего, но на столь стремительную победу не смевшего надеяться.

Теперь получалось, что Германия... может победить. А такое развитие событий не было приемлемым для СССР. Как, с очевидностью, следующей жертвы агрессии немцев. Пространство для манёвров исчезло. В случае если бы Британия оказалась на грани поражения, Сталин был бы вынужден начать против Германии войну.

Это с полной отчётливостью понимали все – Сталин, Гитлер и Черчилль.