Один из безотказно вызывающих живейший эмоциональный отклик аудитории приёмов – покушение на тезис о бренности всего сущего. Мысль, что ничего не исчезает, всё оставляет ясный, предсказуемый след, – и с грифом «хранить вечно», – в мире исторических и паранаучных фантазий работает, как слон в посудной лавке. По этой причине, бетон (если это не волшебный геобетон пирамид) рассыпается пылью уже через несколько десятилетий. Строители в восьмом поколении соврать не дадут. Не дадут же… не бывало, чтобы в комментариях не нашлось такого строителя. Тем более железо. Тем более, всякий мусор из тленных материалов.
…Впрочем, да. Не было пока случая, чтобы дерево сохранилось миллиард лет. Потому что, миллиард лет назад на планете деревьев не было. Мы об этом знаем, потому что дерево хранится – после фоссилизации – вечно. Если бы миллиард лет назад на Земле деревья росли, остались бы окаменелости… А их в отложениях возрастом миллиард лет – нет. Следовательно, тогда на Земле деревьев не было.
А вот, кстати, окаменелость шишки возрастом 160 миллионов лет. Трудно поверить, что шишка лучше противостоит времени, чем бетон. Или железо. Железо, конечно, ржавеет (хотя и только в контакте с атмосферой), но фоссилизация подразумевает замещение первоначального материала минеральными наночастицами.
Кстати, яйца динозавров. Это к вопросу о вечности мусора. Как минимум, яичную скорлупу цивилизация должна оставить после себя. Даже люди мезолита возводили терриконы из мусора.
А это – копролит. Окаменевшие фекалии. Акулы. Хотя, всякие есть. Даже древнечеловеческие. Копролиты не редкость. Отсутствие твёрдых частей не гарантирует объект от окаменения.
А это – отпечаток проартикуляты возрастом 600 миллионов лет. Консистенцией данное животное напоминало медузу. Шансы на окаменение полиэтиленового пакета или бумажного стаканчика – несравненно выше. Они сделаны из более стойких материалов.
...Для того, чтобы объект разрушился – к нему нужно приложить силу. По этой причине, захороненные, – изолированные от подвижных воздушных масс и текущей воды – предметы не подвержены разрушению, независимо от стойкости материала и его прочности. Тем более, что и материал-то сменится.
И тут только один нюанс. Захоронение, обычно, происходит в результате неких катастрофических событий, – как при извержении Везувия, например. Но катастрофы – все любят. Вымышленные цивилизации обязательно исчезают в результате катастроф, – в реальности, напротив, обеспечивающих сохранность артефактов.