Найти тему
SFERA — Pro Технологии

БАЗ теперь заменит КАМАЗ? И что это вообще за завод и откуда он появился?

Оглавление

Еще совсем недавно БАЗ скромно выпускал колесные шасси и не был известен широкой публике. Теперь же СМИ трубят о невероятной новинке — гражданском тягаче БАЗ-S36A11 с высочайшими ходовыми и грузовыми характеристиками. Кто же такой этот БАЗ, чем он занимается и каким был его путь к успеху?

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Процесс «взросления»

Сегодня Брянский автомобильный завод — единственное в России предприятие, серийно производящее специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ). Эта техника используется для вооружения и военной техники. Около 180 единиц СКШТ ежегодно уходит в военный сектор. Всего за более чем 60-летнюю историю конструкторы разработали более 100 моделей автомобильных шасси и тягачей высокой проходимости, с конвейеров сошло свыше 25 тысяч единиц техники. Продукция ценится за высокую мобильность, надежность и пригодность к работе в самых тяжелых условиях.

История завода началась в 1958 году, когда на базе Бежицкого сталелитейного завода был основан и позже выделен в самостоятельное предприятие Брянский автомобильный завод. Изначально он создавался для серийного производства БТР, ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С, автомобиля-амфибии ЗИЛ-485А и СКШ ЗИЛ-135ЛМ.

Первым продуктом стал промышленный трактор Т-140 мощностью 140 л. с. и массой 15 т конструкторского бюро Челябинского тракторного завода. Далее на протяжении нескольких лет осуществлялась сборка техники, разработанной в сторонних КБ, в основном на московском Заводе имени Лихачева (ЗИЛ). Так была выпущена плавающая машина ЗИЛ-485 и БТР-152.

ЗИЛ-135 — SFERA — Pro Технологии
ЗИЛ-135 — SFERA — Pro Технологии

Летом 1961 года свет увидела первая собственная разработка СКБ БАЗ. Это был автомобиль «Изделие 930» или БАЗ-930, предназначенный для монтажа РК «Луна». Однако от его широкого производства отказались в пользу шасси ЗИЛ-135. Первой собственной серийно выпускаемой продукцией стало шасси 135МБ для БРПК 4К44 «Редут».

Дальнейшая работа принесла БАЗу признание и множество наград. Шасси ЗИЛ-135К с пусковыми установками 2П30 произвели фурор на параде на Красной площади в 1961 году. Создание шасси БАЗ-5921 принесло главному конструктору И.Л. Юрину и коллективу разработчиков Государственную премию, а специальное колесные шасси 5921 и 5922 — еще одну.

«Уже работая в Министерстве автомобильной промышленности СССР, был очень горд за Брянский автомобильный завод, когда на коллегиях министерства по вопросам выполнения государственного плана и экономическим показателям БАЗ неоднократно отмечался как один из лучших заводов автомобильной отрасли», — вспоминает Василий Ячменев, бывший главный технолог БАЗ.
-3

Оцените качество звонков в многофункциональном приложении SFERA. Скачайте тестовую версию в Google Play и AppStore. За подробностями переходите по ссылке. Благодарим за поддержку!

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Губительное разоружение

Начавшаяся в конце 80-х конверсия (перевод производств с военной на гражданскую продукцию) не обошла БАЗ стороной. В 1989 году на площадке решили выпускать 1,5-тонные автофургоны. Проект создавался совместно с английской инжиниринговой компанией IAD (International Automotive Design). Планировалось выпускать 40 000 микроавтобусов в год, построенный для этого цех был способен изготовить 2 000, а в результате с конвейера сошли всего 157 фургонов БАЗ-3782/3783. Англичане отказались от сотрудничества, проект был закрыт.

Второй гражданской попыткой стала снегоуборочная машина ДЭ-242 «Вьюга». Она серийно выпускалась в 1993-1997 годах. Однако результат был скромный: чуть более 120 машин за всё время производства.

Всё это происходило на фоне катастрофического уменьшения заказов от Минобороны, на которые приходилось 90% работы БАЗа. К 1994 году производство было практически остановлено.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Вот как об этом говорит Василий Ячменев:

«В те годы руководство БАЗа … создало московскую дирекцию, которой предстояло решить, казалось бы, непосильную задачу: вдохнуть новую жизнь в завод, находящийся в практически безнадежном положении. Я хорошо помню то время — во второй половине 90-х вместе с генеральным директором завода Виктором Ивановичем Гроссом мы написали целую кипу всевозможных писем и предложений в различные военные и гражданские ведомства вплоть до Президента России. Предложения сводились к одному — сохранить единственный в России завод по производству высокопроходимых специальных шасси и тягачей большой грузоподъемности…».

Возрождение феникса

Параллельно с бюрократической работой производилась и техническая. Инженеры СКБ БАЗ разработали внедорожный автомобиль нового поколения «Вощина-1». За ним был закреплен статус машины двойного назначения: для размещения вооружения и различного оборудования гражданской промышленности. Серийный выпуск семейства «Вощина-1» стал самым масштабным проектом за всю историю завода. В его первый состав вошли шасси БАЗ-6909, балластный тягач БАЗ-6306, седельный тягач БАЗ-6403, 3-осные шасси БАЗ-69092 и седельный тягач БАЗ-6402. Далее модельный рад модифицировался и расширялся.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Начиная с 2001 года при активном участии Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС) началось возрождение завода. «Вощина-1» производилась по гособоронзаказу и для промышленных компаний. В 2006 году собрано более сотни СКШТ для военных нужд, в 2007 — 350, в 2008 — 670. В 2006 году БАЗ удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и освоение производства техники «двойного назначения».

В 2015 году началось и к 2017 году закончилось вхождение АО «БАЗ» в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Это повлекло модернизацию оборудования, создание собственного испытательного полигона и рост объемов гособоронзаказа на 175%.

Взятие новой высоты

Именно под руководством «Алмаз-Антея» весной 2023 года на Брянском автомобильном заводе выпущен тягач БАЗ-S36A11. Он призван заменить ушедших с рынка иностранцев: MAN, Mercedes-Benz, Scania и Volvo, а также составить конкуренцию китайским аналогам: SITRAK, Shacman, FAW и Howo. Новый 35-тонный тягач с колесной формулой 6х6 обладает грузоподъемностью 22,1 т и сверхвысокой проходимостью. Он подготовлен к езде по абсолютному бездорожью и работе в суровых климатических условиях.

БАЗ-S36A11 практически на 100% собран из российских деталей. Как заявил генеральный директор Обуховского завода (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») Михаил Подвязников:

«Мы уверены, что при поддержке Минпромторга нам удастся восполнить дефицит рынка гражданского автотранспорта, образовавшийся после ухода иностранных компаний, качественными отечественными машинами мирового уровня».
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Подробнее о БАЗ-S36A11 мы уже писали. Напомним, что запуск серийного производства планируется в 2024 году на бывшем заводе Toyota в Ленинградской области.

Сейчас в портфеле Брянского завода десятки моделей техники для оборонного комплекса и народного хозяйства. Кроме того, предприятие активно участвует в программе импортозамещения. Мы будем следить за новостями и обязательно расскажем вам, чем еще удивит БАЗ.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Калининградский «Автотор» запустил масштабную инвестпрограмму на 32 млрд рублей. Будет создан Балтийский завод робототехники
SFERA — Pro Технологии16 июня 2023
Луганский авиаремонтный жив: героическими усилиями завод возобновил работу двух участков производства
SFERA — Pro Технологии15 июня 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA