Конкурс, проведенный на проектирование здания Наркомата тяжелой промышленности в 1930-х годах, должен был привести к созданию одного из самых впечатляющих и масштабных проектов своего времени, после Дворца Советов. Задуманное монументальное административное здание должно было стать одним из крупнейших высотных ориентиров в градостроительной ситуации Москвы 1930-х гг.
Для строительства здания был выбран обширный участок в центре столицы, в районе Китай-города, где располагались Верхние торговые ряды (здание ГУМа) и смежные кварталы. Общая концепция проекта включала использование высоких технологий и передовых методов строительства, чтобы создать уникальное здание, которое станет символом советской архитектуры и достижений в индустрии.
В 1934 году был объявлен первый этап конкурса на создание проекта нового комплекса в историческом центре Москвы, в котором приняли участие ведущие архитекторы страны. Было представлено 12 проектных решений, которые свидетельствуют о том, насколько архитекторы рисковали и шли на радикальные изменения в градостроительной ситуации Москвы. Была предложена идея создания гигантского комплекса, который в проектировании своих объемов осуществлял архитектурное сопровождение и градостроительную поддержку Дворца Советов с его устремленной ввысь композицией.
На первом этапе конкурса на проектирование здания НКТП не было достигнуто желаемое качество, и проекты были признаны неудачными. В 1935 году было принято решение выделить другой участок для строительства — на территории Зарядья, от улицы Варварки до набережной Москвы-реки, что было отмечено в Генеральном плане реконструкции Москвы. В 1936 году начался второй этап конкурса, в котором участвовало меньшее количество архитекторов, чем на первом.
Конкурс на проект Наркомтяжпрома давал возможность внести в архитектуру кардинально новые решения и создать что-то необычное и уникальное. Однако при этом была поставлена задача сохранения общей гармонии и сочетания с исторической частью Москвы.
На конкурсе был представлен проект братьев Весниных. Этот проект отличался своей радикальностью и интересен для рассмотрения и сейчас. В соответствии с требованиями эпохи, архитекторы стремились создать высокие монументальные композиции, состоящие из нескольких зданий, устремленных ввысь. Их проект предусматривал построение четырех высоких башен, соединенных воздушными переходами. Они также ступенчато разместили здание, чтобы создать единство между новым зданием и Кремлем. Братья Веснины в своем проекте видели здание Наркомтяжпрома вытянутым и монументальным, без существенных выступов и с протяженным объемом. В период работы над зданием Наркомтяжпрома проект братьев Весниных был актуальным и значимым для советской архитектуры. В то время страна переживала эпоху индустриализации и стремилась создать новую утопическую социалистическую архитектуру, которая бы отражала принципы коммунизма и была бы монументальной, внушительной и грандиозной. Проект Наркомтяжпрома братьев Весниных соответствовал этим принципам. Он был выдающимся по своей масштабности и монументальности.
Его высокие башни и ступенчатое строение создавали впечатление грандиозности и ознаменовывали новую эпоху в истории архитектуры России.
Из пояснительной записки к проекту:
«На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены.
Членение по вертикали соответствует четырем членениям Кремлевской башни, что необходимо для включения здания в общий ансамбль. Запроектирован единый вестибюль протяженностью вдоль Красной площади».
< продолжение критической статьи > А.С. Булавина, ИАиД
Проекты Наркомтяжпрома других авторов:
Наркомтяжпром Ивана Леонидова, 1934
Наркомтяжпром А. Щусева и Д. Фридмана, 1934
Наркомтяжпром Константина Мельникова, 1934
А также: