Многие слышали о существовании самолетов «судного дня», но далеко не все из этих людей знают, для чего предназначены эти авиалайнеры, какие возможности они имеют, и в каких странах в принципе существуют такие машины.
Впервые к концепции машин «судного дня», предназначенных для размещения высшего политического и военного состава с сохранением возможности управления, задумались в 60-е годы на фоне риска ядерной войны, а уже в следующем десятилетии появились первые образцы.
В Соединенных Штатах на базе Boein-747 создали E-4B Nightwatch, а в СССР на базе Ил-86 воздушный командный пункт Ил-86. Другие страны мира подобными самолетами не обладают.
Такие лайнеры имеют увеличенный запас топлива, благодаря чему способны длительное время находиться в воздухе. Внутри есть помещения для отдыха и работы большого числа людей, средства связи с сухопутными командными пунктами, а российский Ил-86 способен связываться с подводными лодками, имеющими баллистические ракеты на борту.
Любопытно, что машины всегда готовы к применению, по нормативам они должны обеспечить взлет через 10 минут после получения соответствующей команды. Предназначены такие командные пункты в первую очередь для президента страны, главы Минобороны и сопровождающих их высших генералов и членов правительства.
В СССР Ил-80 приняли на вооружение в 1985-м году. Машина адаптирована для условий ядерного конфликта и уничтожения большей части наземных пунктов управления. Для этого вся электроника имеет специальную защиту от электромагнитных волн. Для связи с подводными ракетоносцами используют оригинальную антенну, разматываемую за хвостом самолета в полете. Она достигает 2,5 километров в длину.
В 2021-м году Россия начала производство новой машины на случай «судного дня». Основой для нее является более совершенный лайнер Ил-96-400М. По некоторым данным строится сразу два борта, но точная информация по их количеству засекречена.
По предварительным данным не позднее 2024-го года начнутся летные испытания машины, а поступление в строй новых самолетов «судного дня» запланировано до 2027-го года. За счет совершенствования средств связи и перехода на принципиально новую элементарную базу дальность связи с объектами управления будет достигать 13 тысяч километров, будут расширены возможности управления за счет автоматизации процессов, увеличена стойкость к внешнему электромагнитному и иному негативному для электроники воздействию. Измениться должна и система связи с подводными лодками, вместо разматываемой антенны под фюзеляж машины установят специальный передатчик.
Стоит ожидать повышения дальности полета машины за счет установки более экономичных двигателей, роста комфорта за счет сокращения размеров оборудования связи и высвобождения дополнительных свободных пространств. Выше будет и надежность новой машины, ведь возраст первых Ил-80 уже превышает 35 лет.
Сколько в России самолетов Ил-80, широкой общественности неизвестно, а вот в Соединенных Штатах таких машин 20, кроме 4 E-4B это 16 E-6 Mercury, иногда эти самолеты можно увидеть на европейских авиабазах НАТО.