Произведение Александра Нежного «Послушница матери Божией» - это повествование о жизни и трудах схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельнице Пюхтинского женского монастыря в Эстонии, умершей в 2011 году.
Повествование это не художественное, а документальное, биографическое. Автор сам был знаком с матушкой Варварой, поэтому всё, что он пишет, вполне достоверно.
Александром Нежным описана жизнь монахини, с самого её детства; и не только её одной, но и вкратце – многих выдающихся церковных деятелей и известных воцерковлённых людей ХХ века. Все персонажи повествования – реальные лица.
Вот панорама Пюхтицкого монастыря,
А вот – фотография героини повествования – матушки Варвары.
Валентина Трофимова, ставшая схиигуменьей Варварой, всю свою долгую жизнь посвятила служению Богу, пройдя путь от послушницы Пюхтинского монастыря, единственного православного монастыря Эстонии, до игуменьи того же монастыря.
В повествовании даны ответы на многие вопросы, касающиеся жизни в монастыре, которые могут возникнуть и возникают у светских людей.
По каким причинам уходят совсем молодые люди в монастырь? Только ли из-за личных жизненных неурядиц, или же члены фанатично религиозных семей?
«Ведь не ради работы до седьмого пота поступила в обитель Валентина Трофимова, а ради приуготовления себя к жизни вечной».
«Суть призвания в том, что оно находится в области, где отсутствуют причинно-следственные связи. Оно — надпричинно.
Иным человек становится вовсе не в итоге какой-то пережитой им личной драмы. Вот почему интересоваться причинами ухода в монастырь — все равно что допытываться у поэта, почему он пишет стихи».
Возможен ли обратный путь из монастыря в мирскую жизнь? Какая она - жизнь в монастыре? Чем заняты монахини ежедневно, кроме, конечно, молитв?
В сельской местности они заняты всем: и косят траву, и валят деревья, и содержат скотину, и носят воду…
«Если нет призвания, от подобной жизни на третий день взвоешь, на четвертый взмолишься: «Господи, доколе?!» — а на пятый убежишь. Хватать тебя за подол (согласно злобным и глупым сказкам эпохи недоразвитого и развитого социализма, что из монастыря никому назад хода нет; творцы этих басен безнадежно путали монастырь с лагерем, любимым созданием советской власти) никто не будет. Все дороги открыты — иди. Трудно в монастыре и сейчас — но тогда!»
В городских монастырях жизнь полегче:
«Есть монастыри городские, там только одно рукоделье. Им тяжелее. Нам легче в нашем труде жить» - говорила матушка Варвара.
Вот ещё несколько цитат:
«Матушке Нине (Баташевой) шел восемьдесят третий год… Вся ее долгая жизнь прошла в монастыре, что вовсе не означает, что стены обители отгородили ее от забот и волнений мира. Монастырь, если хотите, находится именно в центре жизни, он ее средоточие, опора, главнейшая духовная лечебница верующего народа».
«…монастырь совсем не противник жизни, а ее природная часть, где человеческое бытие освящено неустанной молитвой и столь же неустанным трудом…»
Интересные строки посвящены блаженным и юродивым.
«В Пюхтице подвизалась в ту пору блаженная старица Екатерина, принявшая на себя подвиг юродства. Добровольный отказ от собственного разума — это, как мы полагаем, признак разума, неизмеримо превышающего обыденный. Это просветленное сознание, которому открыты наши помыслы и наши пути в ожидающей нас жизни. Юродивость как духовная составляющая преобладает в человеке, который как бы не замечает сопутствующие его жизни тяготы, легко — казалось бы — переносит стужу, без видимого труда воздерживается от всякой пищи семь и более дней, безропотно терпит насмешки и даже — знаем мы из житийной литературы — и побои».
Чтение было для меня очень интересным и познавательным.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.