Найти тему

Что значит День Змея на Руси

2,3K прочитали
22 июня для нашей страны является скорбным и трагическим днём. У славян в этот день отмечается День Скипера Змея. Если смотреть былинный эпос, то Змей приносит много бед и несчастий на Русскую землю.

22 июня для нашей страны является скорбным и трагическим днём. У славян в этот день отмечается День Скипера Змея. Если смотреть былинный эпос, то Змей приносит много бед и несчастий на Русскую землю. Многие русские богатыри являлись, в первую очередь, "змееборцами". В русских народных сказках тоже есть свой змееборец - Никита Кожемяка. Змей, как в сказках, так и в былинах является похитителем девиц. В сказках же получил большое распространение другой "охотник до девушек" - Кощей Бессмертный, с которым борется Иван-царевич и побеждает его.

В статье Как Иван-царевич получил прозвище "Купала" рассказано о том, как Иван-царевич уничтожил "Царство Змея" и его владыку Кощея Бессмертного во времена Купало, то есть в день летнего солнцестояния или 24 июня, за что получил прозвище "Купала". Если сравнить две даты 22 и 24 июня, то можно заметить, что за днём гибели и скорби (22 июня), аккурат на третий день, наступает день победы над супостатом, или торжество жизни над смертью (24 июня).

Что интересно, в этот день, 24 июня, Католическая церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Русская православная церковь, из-за сдвига Юлианского календаря, отмечает этот праздник, Рождество Иоанна Предтечи, в один день с народным праздником Иваном Купалой — 7 июля. Иоанна Предтечу называют Крестителем потому, что он крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. Иисус Христос является основателем Христианства, совершив великий подвиг — жертвенную смерть на кресте. Но, главное было потом, когда на третий день после распятия, Иисус Христос воскрес, совершив более великий подвиг — Он победил смерть.

Скорее всего, разница в три дня между Днём Змея и днём Купало, не случайна, а имеет определённый подтекст, повторённый Господом Иисусом Христом спустя пару тысячелетий. Ведь память народная очень долгая, её невозможно вытравить ни огнём ни временем, как это происходит с рукописями. Связь двух событий прослеживается в том, что Воскресение Иисуса Христа произошло в Иерусалиме, а разрушение Вавилонского столпа примерно в том же районе, царевичем Иваном, на день Купало.

В связи с этими аналогиями, необходимо рассмотреть особенный день славянского календаря — 22 июня, День Скипера Змея (Змеиный день).

«В эти дни, когда на землю Русскую идет Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, знамения смерти и бед. Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет.»

Победа над Змеем, который символизировал «смерть и всевозможные беды», произошла на третий день, как и Воскрешение Иисуса Христа. Была достигнута победа над «вселенским злом». Как уже говорилось, Змей часто встречается в русских сказках и былинах, как похититель девиц и покоритель земли Русской. С ним борются многие русские богатыри, начиная от Никиты Кожемяки и Добрыни Никитича.

Скипер-зверь в славянской мифологии представляется по разному, от Царя-Змея, повелителя тёмных сил, до скорпиона и огромного быка. В русских былинах есть похожий по названию персонаж — Скимен-зверь.

Скимен-зверь, это не совсем змей, а скорее наоборот. Скименом называют молодого льва. Он упомянут в былине «Рождение Добрыни Никитича».

«Как заслышал Скимен-зверь невзгодушку:

Уж как на небе родился светел месяц, —

На земле-то народился могуч богатырь.»

Что интересно, основной русский богатырь, Илья Муромец, в своих походах не встречался ни со Змеем, ни со Скименом. Однако, с этими «тварями-зверями» хорошо знакомы его близкие боевые товарищи — богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Самсон Самойлович.

И, если, Добрыня и Алёша специализировались больше по змееборству, то богатырь Самсон был мастером по разрыванию голыми руками пасти льва. Полное имя богатыря — Самсон Самойлович Колуван, это защитник западных рубежей Русской земли в районе Алатырского (Балтийского) моря. «Место его дислокации» — город на берегу Алатырского моря — Колывань (ныне Таллин).

В Петергофе есть дворцово-парковый ансамбль, состоящий из множества фонтанов; главным из которых является фонтан «Самсон», в композиции которого герой разрывает пасть льву. Он был установлен по задумке Петра Первого и исполнен Анной Иоанновной, в честь 25-летия победы в Полтавской битве (состоявшейся в 1709 году). Самсон олицетворяет собой русское воинство, сражавшееся за выход к Балтийскому (Алатырскому) морю, как и былинный Самсон Самойлович; а поверженный Скимен-лев — побеждённую Швецию, на гербе которой, по сей день, красуются четыре льва. Самсон Самойлович был крёстным отцом Илье Ивановичу Муромцу, точно таким же, как и Иоанн Креститель — Иисусу Христу.

Прослеживается взаимосвязь между Победой над смертью, совершённой «на третий день» после распятия; и Днём Победы над «вавилонским владычеством», достигнутой «на третий день» после «змеиной напасти», когда эта победа совпала с праздником Купало.

Есть и другие «совпадения», связанные со смертью в «Змеиный день», 22 июня. В нашей стране «этот день» известен как День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны, унесшей жизни более 26 миллионов советских людей.

22 июня 1941 года было совершено вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась до 9 мая 1945 года. Она закончилась в Берлине, полным разгромом и безоговорочной капитуляцией гитлеровской Германии. Военный парад, в честь этой Великой Победы, прошёл в Москве — 24 июня 1945 года; на третий день после «Победы над смертью» (если считать от дня начала войны).

22 июня 1812 года французский император Наполеон Бонапарт, в своей ставке у российской границы (река Неман), обратился с воззванием к своей армии. В этом воззвании Наполеон обвинил Россию «во всех грехах» и призвал своих солдат переправляться через Неман, чтобы внести войну на территорию России:

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англией; ныне она нарушает свои клятвы! Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол.

Россия увлечена роком. Судьба ее должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войной. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы.

Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая; но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

В нашей императорской квартире,

в Вилковишках, 22 июня 1812 г.

Наполеон»

В этот же день, 22 июня (во Франции действует Григорианский календарь с 1582 года) или 12 июня (по Юлианскому календарю, действовавшему тогда в России) 1812 года, французский посол маркиз де Лористон в Санкт-Петербурге вручил председателю Государственного совета и Комитета министров князю Салтыкову Николаю Ивановичу ноту об объявлении войны. Началась Отечественная война, которая продолжалась до конца 1812 года и закончилась полным разгромом Великой армии Наполеона. Из 610 тысяч французских и других войск, переправившихся через Неман в июне 1812 года, вернулись обратно чуть больше 30-ти тысяч (около 5 процентов).

После освобождения Русской земли от «нашествия галлов», начался Заграничный поход русской армии 1813 — 1814 годов. Этот поход закончился взятием Парижа 30 марта 1814 года. Когда русская и прусская армии захватили пригороды Парижа, французский маршал Мармон послал парламентёра к российскому императору с просьбой не губить город. Помня сожжённую Москву, Александр I дал такой ответ:

«Прикажу остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица.»

20 (30) марта 1814 года Париж был сдан; на следующий день была подписана капитуляция Парижа и французской армии; в полдень 31 марта русская гвардия во главе с императором Александром I триумфально вступила в Париж; Наполеон отрёкся от престола и был сослан на остров Эльба в Средиземном море.

По возвращению из Заграничного похода, российский император Александр I издал указ:

«Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

День окончания Отечественной войны 1812 года (25 декабря по Юлианскому стилю), вместе с Рождеством Христовым, стал отмечаться в Российской империи как национальный День Победы.

Следует отметить тот факт, что две войны против России, начатые в Змеиный день (22 июня) в 1812 и в 1941 годах были названы «Отечественными», потому как в них против агрессора сражались не только армия, но и весь народ: российский и советский.

Победа в Отечественной войне 1812 года связана с именем Иисуса Христа, и отмечалась в день Рождества Христова. В честь той победы, в «сожженной французами» Москве, в 1883 году, был сооружён православный храм, который назвали Храмом Христа Спасителя.

Примечательно то, что День Победы советского народа в Великой Отечественной войне отмечается 9 мая, а вот парад, посвящённый этому великому событию, прошёл в Москве — 24 июня 1945 года. Совпадение это или нет, но тот военный парад прошёл в день Купало, напрямую связанный с Рождеством Иоанна Крестителя.

Таким образом, прослеживается непосредственная связь великих Побед в трёх войнах, в которых участвовал наш народ и победил: в Великой Отечественной войне, закончившейся в 1945 году; в Отечественной войне 1812 года; и во всемирной войне с «вавилонским владычеством», закончившейся 24 июня 2683 года до Рождества Христова.

В связи с этим, возникает необходимость разделения летних праздников Купало (24 июня) и Иван Купала (7 июля), так как с 24-м июня связаны важные события в истории нашей страны. Это следовало бы сделать подобно тому, как был «сохранён» в новой российской истории день 7 ноября.

В Советском Союзе 7 ноября отмечался День Великой Октябрьской социалистической революции или Великий Октябрь — главный советский праздник. Учитывая тот факт, что Советского Союза нет с 1991 года; и, чтобы «не потерять» этот важный праздник в истории нашей страны, он был «отмечен» другим важным событием: Днём проведения военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году.

Чтобы придать такое же значение дню 24 июня (Купало), есть возможность «привязать» к нему ещё один военный парад на Красной площади в Москве, проведённый в 1945 году и посвящённый Победе в Великой Отечественной войне.

Разделение праздничных мероприятий «точки летнего солнцестояния» на 24 июня (Купало) и 7 июля (Иван Купала) связанно с насыщенностью событий в истории нашей страны. Это влечёт за собой такое же разделение праздничных мероприятий «точки зимнего солнцестояния» на 25 декабря (Коляду) и 7 января (Рождество Христово).

Учитывая тот факт, что Отечественная война 1812 года проходила в период с июня по декабрь 1812 года, целесообразно отмечать День Победы в этой войне не в Рождество Христово (7 января), а на Коляду — 25 декабря. В этом случае важное значение имеет не привязка к христианскому празднику, а месяц (декабрь), в котором была одержана Победа над галлами (французами).

Вывод

Таким образом, несмотря на то, что на Руси День Змея (22 июня) является скорбным и трагическим, что не раз подтвердила наша история, за ним всегда следует Победа, яркое и радостное событие. Подобно тому, как православный русский народ скорбит в Великую Пятницу о мученической смерти Иисуса Христа, на третий день всегда наступает Светлое Христово Воскресенье. Так было и так будет, если, не дай Бог, Змеиный день вздумает опять повториться.

Те, кто помышляют вновь устроить нашему народу Змеиный день, то, сначала пусть вспомнят Берлин, Париж и Иерусалим; и, на всякий случай, сделают побольше фотографий своей собственной столицы, чтобы было потом что вспоминать.

Продолжение темы в статье: День Гросса - большого медведя

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы