Найти тему

Как Иван-царевич получил прозвище "Купала"

Оглавление

В русской народной сказке "Царевна-лягушка" главный герой Иван-царевич убивает Кощея Бессмертного, чтобы вернуть себе похищенную жену, Василису Премудрую. Смерть Кощея наступила из-за перелома иглы, в которой она была заключена, тем самым произошло разрушение длинного и острого предмета, символизирующее победу над завоевателем Русской земли.

Вполне вероятно, что сюжет этой сказки перекликается с летописной историей о разрушении Вавилонского столпа. Какова же связь между разрушением Вавилонского столпа и летним праздником Купало?

Что такое Купало

Праздник Купало имеет давнюю историю, равную по степени «старины» с Колядой. Купало отмечается в день летнего солнцестояния (24 июня) и напрямую связан с Колядой — днём зимнего солнцестояния. Несовпадение дат Коляды (25 декабря) и Купалы (24 июня) с астрономическими показателями солнцестояний (21 — 22 декабря/июня) произошло из-за особенностей Григорианского календаря, в котором месяцы имеют разную продолжительность, оттого даты сместились, относительно того, что было в прошлых календарях. Либо смещение точки летнего солнцестояния с 24 на 21 июня произошло по другой причине, из-за прецессии земной оси, сдвигающей эту точку к началу марта с течением времени.

Особенностью солнечного календаря и, в то же время, отличием его от лунного, является то, что начало месяцев (1 число) не совпадает с солнечными точками равноденствий и солнцестояний. В то время, как у лунного календаря новолуние наступает всегда 1-го числа лунного месяца.

Это связано с тем, что первый календарь "Коляды Дар" был лунным, но учитывал солнечные периоды. Из-за разной продолжительности Коляды Дара и реального солнечного года, за время пользования этим календарём, начало года "стало опаздывать" на 23 дня от точки зимнего солнцестояния. Похожее опоздание наблюдается и у Юлианского календаря, относительно Григорианского. У египтян, использовавших звёздный календарь, где время разлива Нила совпадало с восходом звезды Сириус, наблюдалось такое же смещение начала года, как и у Коляды Дара.

Купало не имеет временного сдвига (в 23 дня) от дня летнего солнцестояния, какой наблюдался у старого «начала года» (1 марта) относительно дня весеннего равноденствия. Значит праздник Купало имеет такой же «возраст», как и Коляда. Купало может восходить к тем временам, когда его использовали ещё гипербореи, чтобы наблюдать за Солнцем. Это сделать было не сложно.

Если стоять на широте Северного полярного круга, то в день летнего солнцестояния можно наблюдать эффект «Коло» — это когда Солнце делает полный оборот на садясь за горизонт. В тех широтах не сложно найти такую точку наблюдения, с которой, лишь раз в году, можно увидеть как Солнце проходит над западной стороной небосвода и не касается горизонта. Этой точкой и будет небесная обсерватория, с помощью которой легко определять продолжительность солнечного года.

В средней полосе и на юге этот эффект наблюдать невозможно, поэтому астрономы долгое время не могли вычислить точную продолжительность солнечного года. По этой причине Аполлон ездил в Гиперборею, далеко на север, чтобы получить «дар гиперборейцев», с помощью которого можно было уточнять греческий календарь. Коляда создал точный лунный календарь, предусмотрел в нём не только дополнительные месяцы, но и дополнительные дни. Благодаря чему отставание от астрономических значений происходило только на один день за 26-летний период. Без «Коло», происходящего в день Купало, такой точности, в те времена, добиться было бы невозможно.

При этом, Купало не стоит путать с Днём Ивана Купалы, который является одним из главных славянских праздников и отмечается 7 июля. Иван Купала и Купало, по сути своей, праздники похожие, и до 1918 года в нашей стране отмечались в один день — 24 июня по Юлианскому календарю, принятому в Российской империи.

Однако, Иван Купала — это народный праздник, связанный с выбором невесты и жениха по любви.

Купало же несёт другую смысловую нагрузку, отмеченную в русской летописи — «Повести временных лет». Она связана с Великой Победой, произошедшей в далёком прошлом на сирийской земле. Речь идет об уничтожении Вавилонского столпа и освобождении народов Мира от порабощения. Это событие нашло своё отражение не только в Библии, но, также, в греческой и русской летописях.

Что говорят летописи о событиях, произошедших на Купало

«И когда умножились люди на земле, замыслили они построить столп до неба, — было это в дни Нектана и Фалека… И смешал бог народы и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов бог ветром великим разрушил столп.»

«По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же — взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.»

«От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа и до разделения народов 529 лет.»

© Повесть временных лет.

«<Евер же>, прожив 134 года, родил Иектана и Фалека. При нем, как говорит Иосиф, говоривший на одном языке род человеческий собрался в одно место, называемое Сеннаар, и там замыслил столп до неба построить, а около него город Вавилон, что означает смешение. Но дело их незавершенным разметано было, так как бездумно начали они высокое здание.»

«Итак, столп, строившийся 40 лет, из-за смешения остался незаконченным, и Бог сильным ветром разрушил его. И между Ассирией и Вавилонией и до сего дня сохранились остатки его.»

© Хроника Георгия Амартола.

В повести «Что есть Русская земля» раскрывается значение слова «Нектан», упомянутое в «Повести временных лет», в связи с разрушением Вавилонского столпа:

«Здесь, следует обратить внимание на фразу из русской летописи: «было это в дни Нектана и Фалека». Дело в том, что библейский персонаж Фалек существует, а вот Нектан нет. Потому как в Библии написано:

«25. У Евера [от имени которого и назвался народ — евреи] родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан»

© Библия. Ветхий Завет. Бытие. 10 глава.

Брата Фалека звали Иоктан, но никак не Нектан, и это русскому летописцу, монаху, было известно. Значит он намеренно изменил имя, заложив в него определённый смысл. Имя Нектан похоже на древне-греческое слово «нектон», означающее «плавающий», «плывущий». Это выводит нас к старинному народному празднику «Ивану Купале», отмечавшемуся ранее в дни летнего солнцестояния.»

Таким образом, разрушение Вавилонского столпа, которое освободило народы Мира от «Вавилонского владычества», произошло в день летнего солнцестояния (согласно русской летописи) — 24 июня или на праздник Купало.

Вывод

Исходя из этого, можно предположить, что сказочный Иван-царевич, убивший Кощея Бессмертного, символизировавшего "распущенный Вавилон", посредством перелома иглы или разрушения Вавилонского столпа, стал победителем в той войне. Разрушение Вавилонского столпа произошло в дни Нектана или на день летнего солнцестояния, называемом в народе Купало.

Согласно старой традиции, существующей у многих народов, военачальник, победивший злейшего врага, получает определённое прозвище. Скорее всего, Иван-царевич не самолично убил Кощея, либо Змея, того представлявшего, а некий воин, одержавший победу над врагом в бою. Этот воин получил прозвище - Победоносец, так как он победил и самолично принёс весть о победе царю. И мы этого воина знаем, это Георгий Победоносец.

Царь же, как победитель в войне со злейшим врагом, и уничтоживший "ненавистную империю", получил другое прозвище, в котором была заложена дата Великой Победы. Как есть сейчас у нас 9 мая, так и в те времена появился свой День Победы - на праздник Купало. А царя-победителя, скорее всего, народ стал называть Купалой, так как этот день стал ассоциироваться с победой.

Таким образом, в русском народе, да и не только у него, появился свой герой, царь-победитель, Иван-царевич, получивший прозвище "Купала".

Продолжение в статье: Что значит День Змея на Руси

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников