Англосаксонское страхование морских перевозок зародилось ещё во времена Дрейка, Моргана и прочих английских и французских патентованных пиратов. К двадцать первому веку британская страховая гидра фирма Ллойд опутала весь мир своими щупальцами. И теперь эта змея сама себя кусает за хвост.
Ещё год назад британские страховщики выражали, правда, робко так, "обеспокоенность тем, что санкции в отношении российской нефти могут привести к нарушению глобальных цепочек поставок и повышению цен" и тем самым осложнить жизнь для транспортных и страховых компаний.
Как в воду глядели!
Похоже, что, разрабатывая свой санкционный удар по российской нефти, "семёрка +" кое о чем забыла. А именно о том, что страховщики и перевозчики имеются не только на Западе. Есть ещё российские страховые компании, индийские страховщики и китайские грузоперевозчики.
И они с превеликим удовольствием наращивают свой бизнес. Тем более что появился теневой флот танкеров, принадлежащих небольшим неизвестным компаниям, которые ежедневно перевозят миллионы баррелей российской нефти и топлива.
По данным трейдерской компании Trafigura, по состоянию на февраль 2023 года численность этого теневого флота составляла более 600 судов, которым требуется страховое покрытие.
И как на деле происходит смена "приоритетов" показал недавний случай с индийской судоходной компании Gatik. У неё отозвали страховку якобы за перевозку российской нефти без соблюдения потолка цен. Но всего через несколько дней нашлась индийская страховая компания, которая и обеспечила необходимое страховое покрытие перевозчику.
Вот и получается, что западные страховщики, соблюдающие ограничения, просто теряют свой бизнес и терпят убытки. А индийские и китайские компании по мере роста российского теневого флота наращивают свой бизнес, приобретая новых клиентов.
Большая семерка продолжает считать своё решение о предельных ценах успехом, хотя имеются многочисленные свидетельства обратного. По оценке финского аналитического Центра исследований энергетики и чистого воздуха (СREA) доходы России от продажи нефти в феврале - апреле выросли на 14%, достигнув максимума с ноября.
Отчет опубликовали спустя неделю после саммита в Хиросиме, где лидеры G7 заявили: "Ограничение цен эффективно, Москва теряет деньги, а падение котировок нефти и газа идет всем на пользу".
Оказалось, что все совсем не так.
"ЕС даже не смог выполнить обязательство пересматривать ограничения каждые два месяца, гарантируя, что они ниже рынка. Это явный признак того, что механизм не действует", — констатировали в CREA.
Вдобавок "семёрка" не в состоянии решить проблему смесей. В море в танкеры с российской нефтью добавляют другие сорта. Смешали 50 на 50, и вся партия не российская и юридически защищена от санкций. На такие "смеси" в Европе давно уже не обращают внимания.
Ну и упомянутый теневой танкерный флот, который у России просто огромный и который плевать хотел на всякие потолки. В итоге вроде бы запрещенная российская нефть растекается по миру, не обращая внимания на истерические вопли западных политиков.
Глобальный нефтяной рынок перенастроился. И оказалось, что он завязан не только на инфраструктуру Запада. А среди самых пострадавших оказались западные( читай - британские) страховщики.