Найти тему
Краевед Валя

Книга "Прогулка..." (2)

Старое здание вокзала в Ундоле. Фото из Интернета
Старое здание вокзала в Ундоле. Фото из Интернета

Начнем путешествие со станции Ундол. Это старое здание станции, были задумки сделать там музейную экспозицию, но кроме желания, нужны деньги, а их как всегда трудно найти. Здание историческое, там работал отец ученого Н.Г. Жуковского, он был инженером железных дорог, поэт Ожегов продавал билеты, а сколько знаменитостей проезжало мимо этой станции – не пересказать…

В XIX веке до правого берега Клязьмы приходилось добираться через пойменную низину, поэтому перед началом строительства фабрики пришлось сделать насыпную дорогу. Легенда, рассказанная Владимиром Ивановичем Головкиным, бывшим учителем истории, утверждает, что прогнали через болотину корову, где она шла, ставили вешки, потом там и отсыпали дорогу, потому она такая извилистая.

Наплавной мост через Клязьму. Открытка 1913 года. Из собрания В.Пехтина
Наплавной мост через Клязьму. Открытка 1913 года. Из собрания В.Пехтина

Через Клязьму был сооружен деревянный мост, его середина разводилась для прохода барж. В те времена баржи по большой воде поднимались до Орехова-Зуева. Каждую весну после паводка мост чинили. Остатки этого моста можно увидеть при обмелении Клязьмы в засушливое лето.

Фотография деревянного моста начала ХХ века можно увидеть в разных изданиях, а вот въезд в Собинку в конце 50-60-х годах реже, хотя он был достаточно помпезный …

Таким был въезд в Собинку после сооружения моста (1957г.)
Таким был въезд в Собинку после сооружения моста (1957г.)

Мой приезд в Собинку состоялся в августе 1979 году. Скульптур на въезде уже не было. После окончания пединститута меня распределили в город Лакинск, во 2-ю школу. Приехала с направлением в районо, которое было в Собинке, районном центре, и Роза Ивановна Ефимова, зав. районо, сказала, зачем ехать в Лакинск, когда в Собинке в двух школах нет историков, выбирай любую. И общежитие есть для молодых учителей. Это и стало решающим аргументом, искать съемную квартиру не очень хотелось. Сначала пошла в третью школу «на Песках». Там мне навстречу выбежал гуляющий бульдог, в испуге прижалась к дереву и замерла. Подошедшая женщина отогнала собаку и спросила, что ищу. Объяснила, что новый учитель, иду смотреть школу. На меня обрушилась лавина информации, что здесь учатся дети детского дома, что контингент очень сложный и прочая, прочая…. В школу не зашла, развернулась, и пошла смотреть вторую, Парижскую. Почему эти школы имеют такие названия, расскажу позже, а сейчас идёмте на прогулку по городу....

Начнём с моста.

Для любого города, стоящего на реке, мост становится жизненно важным объектом. Городу Собинке не повезло дважды. От шоссе М - 7 «Волга» нас отделяет железнодорожный путь (дорога Москва- Нижний Новгород) и река Клязьма. Пока машин было немного, вопрос о переезде через рельсы был решаем. Трудно пришлось в военные годы, когда эшелоны шли почти непрерывно, поэтому стоять приходилось долго. Правда, в районе деревни Хреново был переезд под железнодорожными путями, но дорога в распутицу была ужасной. Даже современные джипы её преодолевают с трудом, а после дождя совсем плохо, так как почва – глина, а дорога – грунтовка. Вопрос о путепроводе через железнодорожное полотно решался долго, быстрее был решен вопрос с мостом.

Первоначальный мост был деревянный, о том, насколько это было ненадежно, можно видеть на старой фотографии. Даже зимой проезд по мосту был сложным, а после весеннего разлива всегда требовался ремонт.

Деревянный мост. Приближается разлив. Фото из Интернета
Деревянный мост. Приближается разлив. Фото из Интернета

Поэтому иногда выручал понтонный мост, который сооружали военные, но это был временный выход. Поэтому, когда к 100-летнему юбилею фабрики в Собинке был сооружен железобетонный красавец-мост, это был большой праздник для всего города. Он был открыт в 1957 году. Сохранились фотографии этого события.

Фото из музея города
Фото из музея города
Фото из музея города
Фото из музея города
Фото В.Гребнева
Фото В.Гребнева

Мы любим это место, лучшее для того, чтобы любоваться Клязьмой и салютами…

Фото В.Гребнева
Фото В.Гребнева

А путепровод через железнодорожное полотно был сооружен только в начале 70-е годы ХХ века. Это значительно облегчило связь города с областным центром и со всем миром. Проезд на автобусе до Владимира занимает всего 50 минут, на электричке конечно быстрее, но пока доберешься до станции, пока дождешься транспорт, а поезда ходят всё реже, в основном скорые… они идут мимо станции Ундол, скоро все преимущества электричек сойдут на нет.