Недавно я писал об одном из эпизодов Франко-прусской войны 1870 – 1871 годов Как французские газетчики помогли фельдмаршалу Мольтке Старшему раскрыть…, результатом которой стало образования на руинах Второй империи – империи Германской, с отторжением от Третьей республики богатых углем Эльзаса и Лотарингии. Впрочем, Бисмарк и этим был не очень доволен. Ибо рассчитывал на большее: полный разгром Франции и низведение ее до разряда второстепенных европейских держав, вроде Испании.
Понять «Железного канцлера» немудрено: самая развития держава мира остров нуждалась в дешевой рабочей силе, сырьевых ресурсах, продовольственной базе и, наконец, рынке сбыта для своих товаров – в колониях, короче, нуждался Второй рейх.
А оттяпать их представлялось возможным только у ослабленной Франции, что собственно, Берлин и вознамерился сделать в 1875 году, окончательно добив Третью республику. Думаю, у немцев вполне могло получиться, перекрасив значительную часть глобуса из розового – французского – цвета в коричневый – германский. Но.
Но воспротивился Александр II, пятью годами ранее поддержавший пруссаков и искренне радовавшийся их победами над Наполеоном III – едва ли не ключевым гарантом позорных для Петербурга статей Парижского договора.
Но в глазах русского императора тевтонский мавр сделал свою дело и чрезмерно усиливаться ему не стоит. В общем, немцам намекнули, что воевать не надо. Совсем. Они и не решились, почуяв невыгодную перспективу борьбы на два фронта.
Собственно, все это я написал ради одного слова – логистика. Именно, она, родимая, не позволила фельдмаршалу Мольтке Старшему взять блокированный с сентября 1870 года Париж и реализовать так и несбывшиеся мечты Бисмарка.
Неудовлетворительная работа железнодорожного транспорта помешала своевременно не то что осадную артиллерию перебросить под стены французской столицы, но и обеспечить блокирующие город германские войска достаточным количеством продовольствия, вызвав среди них едва ли не голод.
Разумеется, нужно принимать во внимание, что в упомянутом месяце еще держался маршал Базен в Меце, и Мольтке пришлось выделить две армии на его блокаду, столько же, сколько находилось под Парижем. Да и сдавшихся триста тысяч под Седаном французов нужно было охранять.
Больше того, несмотря на все увещевания Бисмарка, начальник прусского Генерального штаба вообще подумывал снять осаду, будучи неуверенным в способности своих войск выдержать натиск более слабых, но, в результате перманентной мобилизации, добавившихся усилиями главы МВД Гамбетта численного превосходства французских корпусов.
Одним словом, осада крупных городов без хорошей логистики вряд ли может быть успешной – это я к недавним словам Гладкова о присоединении Харькова; – равно как и без хорошей логистика даже победы на поля могут быть нивелированы.
Игорь Ходаков
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал