Уважаемые читатели блога, согласитесь, что сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении. Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.
Но когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум. Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ). Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.
Как вы уже поняли из вступления:
ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»
Разберем каждое из слов термина:
• технологии – это методы и способы достижения определенного результата. В контексте рассматриваемого термина подразумевается совокупность методов и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации.
• информационно-коммуникационные – это характеристики объекта, к которым применяются эти технологии. Коммуникация – это связь (от лат. «сommunication»), т.е. процесс связи, обмена. Следовательно, информационно-коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией.
Вывод: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.
Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.
Технические средства ИКТ
К традиционным информационным технологиям относятся:
• письменность и книгопечатание;
• телефон и телеграф;
• телевидение.
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
• программные;
• программно-аппаратные;
• технические.
К средствам ИКТ относятся:
• ЭВМ и ПЭВМ (персональная ЭВМ или персональный компьютер);
• оборудование для ВМ (монитор, клавиатура, мышь, кабели подключения);
• средства считывания видео и аудиоинформации (микрофон, камера, сканеры);
• средства вывода информации;
• устройства для преобразования данных из одного формата в другой;
• системы искусственного интеллекта;
• средства считывания видео и аудиоинформации (микрофон, камера, сканеры);
• программные комплексы: языки программирования, компиляторы (программы для перевода программ в машинные коды), трансляторы (программы для перевода программ с одного языка программирования на другой);
• ПО (прикладные программы, операционные системы);
• средства передачи информации между пользователями в рамках локальных и всемирных сетей.
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс.
Но давайте не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
Примечание: Приглашаю перейти, Вас, по данной ссылке и посмотреть видео «Влияние ИКТ на жизнь человека»
————————————————————————
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
• Превратить ИКТ в одну из отраслей экономики, доля участия которой в ВВП (это как?) должна превышать 10%.
• Достичь в ИКТ превышения экспорта (это как?) над импортом (а это как?).
• Сделать акцент на развитии следующих направлений:
• формировать единое информационное пространство;
• развить в стране единую сеть электросвязи;
• предоставить доступ к услугам связи жителям всех субъектов РФ (это что?);
• перейти к цифровому телерадиовещанию на всей территории страны;
• повысить качество услуг всех социально-значимых отраслей (медицина, образование, соцзащита, культура) за счет внедрения ИКТ, в т.ч. за счет подключения всех социально-значимых объектов к сети интернета;
• совершенствовать методы и формы образовательного процесса путем интенсивного использования ИКТ;
• повысить инвестиционную (это какую?) привлекательность ИКТ;
• мотивировать граждан (это как?) и организации (это что?) использовать ИКТ;
• повышение качества и объема предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — интернет-сервис «Госуслуги»);
• улучшение межрегионального и межведомственного информационного обмена;
• обеспечение безопасности информационного поля РФ.
Роль ИКТ в образовательном процессе
Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.
Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.
Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Модернизация образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.
Основными современными средствами ИКТ являются: персональный компьютер, имеющий актуальные технические характеристики и программное обеспечение, проектор, колонки, наушники, интерактивная доска, доступ в Интернет.
Категория технологии имеет в настоящее время особый важный смысл и значение. Информационно-коммуникативные технологии включают способы получения, хранения, обработки и передачи информации, соответствующие цели.
————————————————————————
Сегодня Вы узнали, что такое информационно-коммуникационные технологии и где они используются.