Алисе надоело сидеть на пригорке рядом с сестрой и ничего не делать. Раза два она заглянула украдкой в книгу, которую та читала, но там не было ни разговоров, ни картинок... Потом она стала раздумывать (насколько вообще это возможно в такой невыносимо жаркий день, когда одолевает дремота), сто́ит ли ей вставать, чтобы нарвать маргариток и сплести венок, или нет, как вдруг Белый Кролик с розовыми глазками пробежал мимо неё. В этом не было, конечно, ничего особенного. Не удивилась Алиса и тогда, когда Кролик пробормотал себе под нос:
— Ах, боже мой, я опоздаю!
Не так давно, в начале мая, когда весенний первый гром(ой, чего это я?). Гулял я от Таганки до Полянки и ненароком, то здесь, то там мне попадались муралы, интересное это дело, скажу я вам, поиски муралов в городе. И именно тогда, так обычно бывает, мне попалась на глаза афиша про IV Биеннале уличного искусства «Артмосфера», которое проходит с 31 мая по 31 июля в пространстве ЦСИ Винзавод. Надо идти(подумал я)! И вот сегодня я добрался до муралов и граффити, побродим по закоулкам Винзавода и ARTPLAY вместе! Вперед! «Follow the White Rabbit»(следуй за Белым Кроликом).
Первым, на территории нас встречает работа Миши Most «Одинокий андроид». Для андроида чужда коллективность, как способ выживания и коммуникации. Эту поясняющую фразу читаю я на этикетке на углу, на яркой терракотовой стене. И где же это чудо? В этот раз всё — сплошной квест, экспонаты надо в прямом смысле слова разыскивать и это классно. Так вот же он, посмотрите! Сидит на крыше, свесив ноги.
Думая об этом впоследствии, Алиса не могла понять, почему вовсе не удивилась, услышав, что Кролик заговорил, но в тот момент это не показалось ей странным. И лишь когда Кролик вынул из жилетного кармана часы и, взглянув на них, побежал дальше, Алиса вскочила, сообразив, что никогда ещё не случалось ей видеть его в жилете и с часами. Сгорая от любопытства, она бросилась следом и успела заметить, как он юркнул в кроличью нору под живой изгородью.
Прохожу дальше, и меня встречают птички — «Birds»: мурал художника Amaro(Бразилия). Таких пташек должно быть больше на стенах серого города.
Движемся дальше, во дворе, на небольшой площади стоит фигура из надувных элементов, чем-то мне это напомнило «конструкции», которые крутят клоуны в цирке. Это творение Саши Фроловой «Единение».
А вот дальше, очередное «Ой, ну надо же!», уличное искусство до этого момента у меня ассоциировалось с баллончиками красок, но никак не с вышивкой или вязанием. Вот нате, полюбуйтесь — работа Саши Буралова «Дом». Если не подходить близко, то не поймешь.
Пару шагов в сторону, табличка-то есть, а экспоната не видать. Но, как говорится, поднимем взор поверх преград, кирпичной кладки, вентиляций. Посмотрите на трубы, вот те раз!
Кстати о вентиляционных трубах, не чаянная радость — Вермеер, это не последняя встреча с классикой сегодня, но всему свое время.
Кроличья нора сначала была прямая, как тоннель, но потом обрывалась так внезапно, что Алиса не успела опомниться, как полетела куда-то вниз, точно в глубокий колодец.
Работ, к сожалению, было не так много как я ожидал, но то, что есть вполне достойно. К примеру, работа Артема Стефанова «Настоящая совершенная рекурсия»: стена размещается на самой стене, которая, в свою очередь, тоже находится на стене, и с каждым следующим шагом искажение изображения становится все сильнее и сильнее, превращаясь в смутное воспоминание.
То ли колодец был уж очень глубок, то ли падение было слишком медленным, но Алиса вполне успела осмотреться и даже подумать: что же будет дальше?
И тут, я зашёл в галерею pop/off/art, там ждало потрясение — проект ключевого художника молодого поколения Василия Кононова-Гредина «Антиформы»(с 1 по 30 июня). Экспозиция состоит из специально созданных для выставки художественных объектов, скульптур и инсталляций, объединенных идеей потенциальности вещей, окружающих нас в повседневности. Художник концептуально пересмотрел разного рода предметы, посредством их механической пересборки, обращаясь к их составным частям и логике использования. Кроме этикеток, не несущих информацию, меня поразили инструкции, как из наборов LEGO: пересобраны, например, бензопила, автомобиль, банкомат. Эти знакомые предметы обретают новые формы в пространстве галереи именно в результате художественных манипуляций.
Название выставки основано на особенности почти любой вещи переобретать форму, превращаться в новый объект, не утратив возможности трансформироваться обратно. От машины у меня мурашки, ощущение беды, аварии. Я всегда призываю вас воспринимать искусство непосредственно, всеми доступными чувствами, вот это яркий тому пример. Обязательно сходите, советую!
Под впечатлением от Антиформ, выйдя на свет, под ватное одеяло облаков, продолжаем следовать этим странным путём. В поиске очередных экспонатов муралов, натыкаюсь на забавного винзаводного пернатого.
Встреча с этим «чудом» в прямом смысле завела меня в тупик, где на стене всё ещё живо творение берлинского граффити-райтера, режиссёра и музыканта Джима Авиньона, хотя прошло уже 15 лет с момента создания.
Алиса чувствовала, что засыпает, и вот ей уже приснилось, что она гуляет с кошкой и говорит ей: «Признайся-ка, Диночка, ты когда-нибудь ела летучую мышь?» И вдруг — хлоп! — Алиса приземлилась на кучу листьев и сухих веток, но ни капельки не ушиблась и тотчас же вскочила на ноги. Посмотрев вверх, она ничего не увидела — над головой была непроглядная темень.
Осмотревшись вокруг, Алиса заметила прямо перед собой длинный тоннель, а ещё увидела Белого Кролика, который со всех ног улепётывал по этому тоннелю. Нельзя было терять ни минуты.
Покинув стены Винзавода, по Сыромятническому переулку и одноименному проезду дохожу до Сплетения трамвайных путей и захожу в пространства ARTPLAY — здесь ждёт ещё много чудес. «Чем дальше, тем станьше» сказала бы Алиса.
Киты и Белые Кролики, много китов, — это всё впереди. Я иду на встречу с ними. А сейчас меня останавливает работа Славы ПТРК(Комиссаров) — «Игра в прятки», хочу заметить, что Слава единственный из уличных художников, кто стал членом Союза художников России. Посмотрите как здорово, чем не Бэнкси!
Почему, за без малого четыре десятка лет, ноги меня не приносили в это «зазеркалье», в этот «Амстердам»?! ARTPLAY беру в свою копилку лучших мест, куда стоит прийти(и не раз). Да, причем здесь Белый Кролик? Рассказываю: 3-4 июня, на Троицу, здесь в ARTPLAY проходил фестиваль LocalCeramicsFest, для любителей чудес из керамики было на что посмотреть, здесь я встретил много знакомых керамистов, ещё с весенней CERAMANIA, которая проходила на Винзаводе. И о которой писал здесь.
Алиса почти настигла ушастого, но Кролик вдруг исчез, как сквозь землю провалился.
Кто бы мог подумать, что сегодня среди муралов, граффити и керамических зверюг, когда меньше всего этого ожидаешь, встречу Давида Микеланджело. Причём практически как перед Палаццо Веккьо во Флоренции(шутка) на улице знакомая с детства скульптура смотрится иначе, вполне гармонично.
Вот такой музей на улице. Искусство может быть таким разным. Всё к чему прикасается человек, вкладывая частичку души, и есть искусство. На Винзавод, друзья, за «Атмосферой»! Спасибо всем, кто осилил дочитать до конца. Делитесь этой статьей с друзьями и нас станет больше.
Я не сумасшедший, просто моя реальность отличается от твоей.
(из цитат Чеширского кота).