Вообще, существовали они уже достаточно давно. Почти у всех российских корпораций, которые на серьёзном уровне работают в "горячих точках" - например, в Ираке или на африканском континенте - есть свои достаточно серьёзные военизированные структуры. Для охраны. Потому что зачастую их присутствие в стране назначения проще согласовать с местными властями, чем подразделения российской армии. Да и российскому Министерству оборону не приходится "распылять" свои ресурсы по десяткам мест.
Интересный материал появился на сайте британской FT. Это издание пишет про то, что российский газовый гигант "Газпром" за свой счёт сформировал и поддерживает "добровольческие батальоны" в Донбассе.
Подразделение, которое называется «Поток», формируется из числа охранников «Газпрома».
Батальон является частью сети полунезависимых воинских формирований, которые разрослись как грибы благодаря военным усилиям России.
The Financial Times проследила появление и формирование батальона «Поток» и другого связанного с «Газпромом» батальона под названием «Факел».
Известные как добровольческие батальоны, такие небольшие подразделения начали соперничать с военизированной группой «Вагнер», вызывая раздражение у ее основателя Евгения Пригожина.
«Газпром» никогда не признавал участия в формировании добровольческих батальонов. В предыдущие годы компания стремилась проецировать традиционный западный корпоративный имидж на своих торговых партнеров в Европе, давая экологические, социальные и управленческие обязательства, а также рекламируя свое имя на футбольных стадионах посредством спонсорства в Лиге чемпионов УЕФА.
Несмотря на то, что против компании были введены санкции в прошлом году, её газовые потоки в Европу не сталкиваются с экспортными ограничениями, хотя объемы резко сократились.
Такие батальоны позволяют российским властям экономить федеральные ресурсы с одновременным наращиванием численности российских военных формирований на Украине.
По словам бывшего высокопоставленного российского чиновника, для олигархов и корпораций создание этих воинских частей — способ продемонстрировать свою "верность" [интересно, а чему/кому демонстрируют верность создатели западных ЧВК?].
Аналитики говорят, что «Газпром» находится в центре российской экономики и является очевидной целью для российской армии, стремящейся увеличить численность личного состава. Компания контролируется государством, в ней работает почти полмиллиона человек, а ее служба безопасности имеет отделения по всей стране.
Яковенко, родом из Кабардино-Балкарии, работал охранником в «Газпроме». Он пошел добровольцем в батальон «Поток» потому что поступление туда на службу позволило Яковенко записаться на передовую, «не теряя места работы».
Яковенко погиб в бою под Бахмутом 24 апреля. Об этом гласит пост, размещенный в социальных сетях государственным управлением образования его родного города Прохладный. В нем он описывался как «член батальона «Поток» («Газпром»)».
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов от комментариев отказался. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков перенаправил вопросы FT в Министерство обороны, которое не ответило на вопросы.
Набор в батальоны начался в августе прошлого года.
Ещё одним батальном, сформированным "Газпромом" является «Факел».
Российское государственное телевидение посетило батальон «Факел». При этом ни о какой связи с «Газпромом» в репортаже не упоминается, за исключением нескольких видеообращений, опубликованных в ТГ (Telegram)-группе «Факела» поздно вечером 31 декабря 2022 года.
В состав отряда «Факел», по-видимому, также входят добровольцы из службы безопасности "Газпрома".
Распространение добровольческих батальонов начало беспокоить Пригожина, главу крупнейшей и самой известной в России частной военной компании «Вагнер». В апреле он выпустил ролик, где ругает конкурентов, которых он обвинил в попытке украсть его славу — и его финансирование.
Пригожин в своем выступлении упомянул «Поток» и «Факел» и заявил, что такие малоизвестные группы хотели «разбавить Вагнер», чтобы не было «одной большой силы, которая может играть роль во внутренней политике». «Все говорят, что в какой-то момент будет борьба за власть, и каждому нужна своя армия» [ну это фантазии Пригожина и хотелки Запада. Когда придёт время придёт "лесник" и быстро наведёт порядок].
Несколько небольших батальонов, таких как «Поток», по-видимому, существуют под эгидой более крупной частной военной компании «Редут» [иногда её называют ЧВК "Щит"], конкурента «Вагнера», которая когда-то предоставила сотрудников для охраны российских интересов в Сирии. В «Редуте» насчитывается около 7000 солдат, и он участвовал в операциях под Киевом и Харьковом.
Если убрать измышления и отсебятину из статьи FT, то получается, что у "Вагнера" есть в России конкуренты. Не такие известные, конечно, но есть. И любому монополисту не очень нравится, когда появляются конкуренты. Особенно с такими спонсорами с бездонными карманами, как у "Газпрома". Интересно, конечно, российское информационное поле. Многие вещи приходится по крупицам - отсеивая пропаганду - собирать из иностранных источников. Что из западных, что из азиатских.