Капризы трехлетних детей – это, как правило, первый большой педагогический экзамен для молодых родителей. Моя дочь как сейчас столкнулась с этим. Проблема усугубилась тем, что ребенка она родила осенью 2018, и тот самый ранний возраст, когда ребенок начинает социализацию, пришелся на годы пандемии. А теперь все осложнилось.
- Мам, Кирюша ненавидит других детей, - жалуется мне Сонька.
- Как это? – удивляюсь я.
- Ну вот так. Каждый раз, как он видит на улице ребенка, он делает такой жест – «кошачью лапу» и грозит – типа: «не подходи ко мне!» С другими детьми общаться не хочет, мною командует, отца ругает и отгоняет. Я не знаю, что делать.
- Что делать? Пробуждать эмпатию. Воспитывать эмоциональный интеллект! – говорю я.
Ситуация и вправду не простая. Слишком узкий круг общения способен сделать из ребенка тирана. Ведь родители всегда стремятся угодить деточке (тем более – первенец). А с другими, кто не стремится выполнять все желания малыша, с такими общение ему не нравится (это он уже сообразил).
Ему проще избежать необходимости договариваться, искать компромиссы с кем-то незнакомым, исследовать чужие границы. Куда проще оставаться в привычных комфортных рамках, где он, ребенок – царь и бог.
- Будет непросто, - говорю я, - придется проявить настойчивость.
И сразу даю ссылку на саммари книг, как раз посвященных вопросу эмоционального интеллекта. У дочери нет много свободного времени, а там – все самые основные идеи из книг, без воды. Если кому тоже важна тема – смотрите ссылки и все подробности внизу этого поста.
Советы экспертов
Основная проблема детей в том, что они не умеют управлять своими эмоциями, правильно выражать их и доносить до других людей социально приемлемым путем. Особенно это касается негативных эмоций. Вспомните, как часто приходилось видеть малышей, орущих, катающихся по полу в магазине – «Мама, купи мне это!» И бедная мама, вся красная как рак, тащит свое орущее чадо, сгорая от стыда. Или орет на ребенка, сама не в силах сдержать гнев.
Есть три родительские ошибки, которые приводят к тому, что эмоциональный интеллект детей плохо развивается.
- Игнорировать проблему. Многие родители ошибочно полагают, что ребенок подрастет и когда-нибудь «сам все поймет». Не поймет! Ребенка нужно учить правильному выражению эмоций. Этот навык вырабатывается не с возрастом, а с обучением.
- Критиковать и ругать детей, когда они не справляются с эмоциями. Обвинять, навешивать ярлыки – это прямой путь к формированию у ребенка комплекса неполноценности, низкой самооценки и неуверенности в себе. Нужна не критика, а обучение.
- Принимать поведение ребенка таким как есть, терпеть и не вмешиваться. Так называемые «понимающие родители» могут очень сочувствовать ребенку, но точно так же, как и родители первых двух типов, они тоже не учат детей справляться с эмоциями. И это так же плохо сказывается на их детях, демонстрирующих несдержанное, неприемлемое поведение.
А ведь развитый эмоциональный интеллект – это важное условие для жизненного успеха любого человека. Научить ребенка управлять своими эмоциями и понимать чувства других людей – очень серьезная задача и одна из главных обязанностей родителей.
Чему нужно научить ребенка в плане эмоций?
- Понимать чувства свои и других людей, считывая по лицам. (Например: мама радуется, мама огорчена).
- Видеть причинно-следственную связь между чувством и обстоятельствами, которые его вызвали. (Мальчик отобрал игрушку у другого ребенка – ребенок плачет, он огорчен.)
- Управлять эмоциями своими и чужими. (Мальчик возвращает игрушку ребенку – ребенок радуется и улыбается).
Как воспитывать эмоциональный интеллект?
Звучит как что-то очень сложное, но суть самого действия достаточно проста. Большинству мам это дается как бы само по себе. Вот что нужно делать.
- Обращать внимание ребенка на эмоции, которые испытывает он сам, его близкие люди или люди поблизости. «Ты сегодня грустный. Что случилось?» «Смотри, дедушка огорчен – он потерял очки. Давай поможем ему найти очки!» «Мальчик радуется, потому что брат научил его кататься на велосипеде.»
- Фиксировать обстоятельства и эмоции, к которым они приводят. В повседневном общении такое исследование эмоций поможет предотвращать многие негативные моменты – в том числе «магазинные истерики».
Это не значит, что любые негативные эмоции нужно совсем исключить. Ни в коем случае не нужно пытаться «задавить негатив в корне»! Но научить ребенка проявлять такой негатив безопасным способом необходимо.
(Моя младшая дочь в возрасте 4 лет, отдыхая на даче, придумала такой способ выражать свой гнев на взрослых – она брала совок, зачерпывала им песок на улице и демонстративно высыпала его в комнате. Так она хотела показать, что злится на бабушку и дедушку. А я стремилась научить ее выражать свои чувства не жестами, а словами. Получилось. Но на это ушло больше 15 лет).
- Выслушивать ребенка. Признавать его право на эмоции.
- Принимая эмоции, не принимать неправильное поведение, вызванное этими эмоциями. Корректировать способ выражения эмоций.
- Давать эмоциям название. Словесное выражение чувств – очень важный и полезный навык. Потому что он подключает логическое мышление, а логика гасит эмоциональную волну. Это один из способов контроля чувств, захлестывающих через край, помогает восстанавливать равновесие.
***
Полезные книги, посвященные теме эмоционального интеллекта (по ссылкам доступны саммари, а также аудиоверсии на сайте и в приложении Summarylib).
«Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект - один из самых полезных навыков для жизни в современном мире, и развивать его лучше всего с детства. Ведь именно родители закладывают фундамент для успешной взрослой жизни своих детей. Это саммари рассказывает о том, как следует общаться с детьми в стрессовых ситуациях, чтобы повысить их уверенность в себе и научить разрешать конфликты разной сложности. Здесь доступно изложены научные основы влияния родительского воспитания на развитие навыков самоконтроля у ребенка.
«Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман
Эмоциональный интеллект, или EQ – это своего рода умение, которое способно кардинально изменить жизнь во всех направлениях: от личных до рабочих взаимоотношений. Без эмоционального интеллекта невозможно представить себе современного успешного человека, который осознает свои и чужие чувства и эмоции и, пользуясь этим знанием, он способен сделать свою жизнь и жизнь своих близких лучше.
«Язык жизни. Ненасильственное общение» Маршалл Розенберг
Мы часто наблюдаем вспышки агрессии и насилия. Они встречаются повсюду: в магазине, в поликлинике, на улице. Почему так много негатива? Что произойдет, если люди будут повсеместно столь яростно проявлять свои эмоции? На самом деле есть способы снижать агрессию — нужно только научиться понимать людей. Техника ненасильственного общения позволяет устанавливать эмоциональные связи, избегая конфронтаций, — познакомьтесь с ее основными приемами!