Как бы не хотелось это признавать, но навыки говорения и слушания создают основу для обучения ребенка в школе.
У моторных алаликов, вкупе с СДВГ, и говорением и со слушанием - проблемы (наша история)
Что делаем, чтобы их развить...
1. Общение с ребенком
• Говорите со своим ребенком на разные темы, например, о том, что происходит каждый день.
• Делитесь своими историями, прочитанным, услышанным.
• Описывайте то, как это происходит, или говорите об этом. Например: «Сегодня мы пойдем в школу и пройдем мимо парка».
• Прислушивайтесь к своему ребенку и призывайте его все делать по очереди. Покажите, как слушать и взаимодействовать в разговоре.
• Когда вы начинаете беседу или разговариваете с ребенком, задавайте вопросы, требующие более развернутые ответы, чем «да» или «нет».
• Используйте вопросы, которые начинаются с «как», «сколько» или «почему». Например: «Сколько птиц ты видишь в парке?»
• Задавая вопросы, дайте ребенку время ответить.
• Делайте разговоры веселыми. Придумывайте веселые истории, говорите и пойте со своим ребенком.
2. Передача сообщения
• Перескажите историю. Поговорите о том, что произошло в начале, середине и конце истории.
• После прочтения поговорите о персонажах или любимой части книги вашего ребенка.
• Делитесь идеями о том, что может случиться при участии в каком-либо мероприятии, таком как празднование события или посещение школы. После мероприятия поговорите о том, что произошло, и попросите/помогите ребенку поделиться мыслями и чувствами.
• Помогите своему ребенку создать собственную историю, извлеченную из своего воображения. Задайте такие вопросы, как: «О чем эта история?», «Кто присутствует в этой истории?», «Что происходит в этой истории?»
• Научите своего ребенка знать его имя и фамилию, адрес, возраст, дату рождения и номер телефона.
• После школы спросите своего ребенка, как прошел его день, и попросите дать дополнительную информацию, например: «Почему ты так себя чувствовал?»
3. Читайте с ребенком каждый день
• Делайте чтение веселым и приятным занятием. Дети учатся чтению, наблюдая, копируя других людей и взаимодействуя с ними.
• Разрешайте своему ребенку выбирать и перечитывать интересующие его книги.
• Поговорите о книге, прежде чем начать читать. Поговорите о названии и о том, что может произойти в истории.
• Обсудите картинки и то, как они дополняют историю.
• Во время чтения задавайте ребенку вопросы об истории, например: «Как ты думаешь, что может произойти дальше?», «Почему ты так думаешь?»
• После прочтения поговорите об истории. Задайте такие вопросы, как: «Какая часть истории тебе понравилась больше всего?» или «Что было захватывающим, смешным или грустным в истории?»
• Читайте по очереди любимые истории со своим ребенком и его братьями, сестрами или друзьями.
• Выбирайте различные материалы для чтения, такие как газеты, журналы, плакаты, уличные указатели, кулинарные рецепты и списки покупок.
4. Играйте со звуками букв
• Получайте удовольствие от звучания букв. Составляйте нелепые предложения, используя слова, которые начинаются с того же звука.
• Когда вы читаете своему ребенку, попросите его выделить и произнести звуки, которые он знает.
• Играйте в звуковые игры с именем вашего ребенка. Задавайте такие вопросы, как: «С какого звука начинается твое имя?», «Это тот же самый звук в начале слова папа?»
5. Пишите каждый день
• Развлекайтесь, когда рисуете и пишите. Просите своего ребенка нарисовать или написать о том, что ему нравится делать на деле или в играх.
• Призывайте своего ребенка говорить о написанном им. Это может включать в себя разговор о его каляках-маляках, рисунках, буквах или словах.
• Используйте различные материалы для рисования и письма, такие как мел, бумага и карандаши, маркеры, ручки и клавиатуры.
• Просите ребенка написать свое имя. Ребенок может также попытаться написать имена других людей, которые важны для него.
• Пока ребенок пишет или рисует, говорите об изображении и звуках букв, которые он пытается написать.
• Призывайте ребенка использовать свое воображение и создавать истории. Он мог бы создать сборник рассказов, рисуя картинки и написав слова для истории.
Еще хочу поделиться таким инструментом, как Конус Эдгара Дейла, который позволяет оценить вклад разных образовательных активностей — чтения, просмотра видео, участия в дискуссии и так далее — в процесс запоминания и обучения.
На слух мы усваиваем около 20% информации, аудио- и визуальные образы (как во время презентации) позволяют усвоиться в лучшем случае 50% информации. Только если ребенок (и взрослый, кстати, тоже) делает что-то самостоятельно, своими руками, совершает ошибки и ищет пути их устранения, информация останется у него в памяти если не навсегда, то, по крайней мере, на долгое время. Главное здесь — не просто накапливать знания, а пользоваться ими регулярно и на практике.