Найти в Дзене
Национальный след

"Пить будем потом". С чего началось и как было отбито вторжение боевиков в Дагестан летом 1999-го

В августе 1996-м года боевики так называемой "Ичкерии" совершили то, что казалось еще не снилось еще недавно им самим - умудрились поставить на колени 150-миллионую ядерную державу. Подписать с нею мирный договор и фактически добиться независимости.

Однако "мирная жизнь в свободной Ичкерии", понятное дело, жестко не задалась. Лежавшую в руинах Чечню при Аслане Масхадове по сути наводнили и захватили банды вооруженных террористов со всего мира. Превратившие республику в де-факто базу для дальнейшего своего наступления по всему Кавказу.

-2

Главными лидерами боевиков и ваххабитов тогда оказалась две до мозга костей одиозные личности. Отказавшиеся замыкаться на одной Чечне Шамиль Басаев и его подельник - жестокий иорданец Хаттаб. Делить все более сокращавшийся чеченский пирог эти крайне амбициозные полевые командиры не желали.

В качестве своей дальнейшей цели Басаев и Хаттаб видели соседний Дагестан, где тогда крепли экстремистские настроения. Именно сюда "черный араб" совершил нападение еще в декабре 1997-го года. Тогда его люди организовали атаку на воинскую часть в Буйнакске. И ушли, прикрывшись заложниками.

Басаев и Хаттаб начали планировать атаку на Дагестан еще в 1997-м
Басаев и Хаттаб начали планировать атаку на Дагестан еще в 1997-м

В том же 1997-м в Дагестане появилась так называемая Кадарская зона - два даргинских села Карамахи и Чабанмахи оказались захвачены ваххабитами и фактически отказались подчиняться российской власти.

Летом 1999-го ваххабиты из Кадарской зоны "призвали на помощь" Басаева, Бараева и Хаттаба. Те, использовав шанс, начали свою атаку на Дагестан. Особую роль тут сыграл идеолог ваххабизма в Дагестане Багаутдин Кебедов, наобещавший Басаеву "полную поддержку населения".

  • Россия - колос на глиняных ногах. Толкни хорошенько - упадет, - убеждал ныне прячущийся где-то в Турции Кебедов. - Никак свои границы защитить русские просто не способны.
Багаутдин Кебедов
Багаутдин Кебедов

В первых числах августа бородачи силою до 2 тысяч штыков прошли через перевал Харами по так называемой "царской дороге", ведущей из Чечни в горный Дагестан. Напали на высокогорный Цумадинский и Ботлихский районы республики.

Поначалу все шло строго по плану Басаева с Хаттабом «Имам Гази-Магомед» - местная милиция бежит, заняты села Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода, Годобери, Зибирхали. Боевики двигаются спокойно, словно на параде. Демонстративно кушают на камеру арбузы и ничего не боятся.

-5

А чего им бояться-то собственно? Президент России Борис Ельцин молчит в трубочку. А премьер Степашин громогласно разражается следующей речью:

  • Ошибок 1994-го года не повторим. Регулярной армии привлекать не будем. Справятся внутренние войска и милиция. Хватит уже русским солдатам там погибать!

Казалось, еще немного - и террористы победно уже в Махачкалу войдут. Так называемая «шура Дагестана» уже успела объявить о создании в республике «исламского государства» во главе с местным экстремистом Сиражудином Рамазановым. Шамилю Басаеву тут доставалась важная роль управленца...

-6

Однако далее происходит нечто неожиданное.

9 августа президент Ельцин назначил молодого директора ФСБ Владимира Владимировича Путина и.о премьера России - вместо " не рыба, не мясо" Сергея Степашина. Владимир Путин не может допустить, что на территории России мог хозяйничать враг. И в свойственной ему быстрой манере мгновенно берется за решение вопроса. Организует и возглавляет спецоперацию против боевиков.

11 августа начинается вытеснение боевиков из Дагестана - с участием регулярной российской армии, которую возглавляют срочно отозванные из отпуска боевые генералы с опытом чеченской войны: Виктор Казанцев, Геннадий Трошев, Владимир Шаманов.

-7

В Дагестан потоком идут российские войска, включая ВДВ. Мощно работает артиллерия. Уже 12 августа в дело вступает российская авиация, наносящая удары по позициям боевиков. Перепуганный Аслан Махсадов тут же открещивается от авантюры Басаева, но ничего для помощи России не делает...

На защиту своих домов, поддержанные Путиным, встают местные дагестанцы. Формируют ополчение. А в самих захваченных боевиками селах организуют сопротивление. Так, житель села Шодрода Абдула Хамидов стреляет по террористам из окна собственного дома... Интересно, что он остается жив - бандиты не решились наказывать столь уважаемого в селении человека.

Дагестанские ополченцы на защите республики
Дагестанские ополченцы на защите республики

В селении Ансалта девятнадцатилетний местный житель Хаджимурат Курахмаев, втеревшись в доверие к бандитам, получает от них автомат. И тут же пускает оружие в дело - против самих же боевиков. Увы, выжить ему не удалось.

Сам Путин, как положено истинному руководителю государства в опасности, тут же посещает зону боевых действий лично. Встречается с местными ополченцами, с российскими солдатами.

-9

Тогда еще и.о премьера произносит в простой штабной палатке свою знаменитую речь, поднимая бокал "за память тех, кто погиб, за здоровье раненых". И затем ставя рюмку на место.

  • Но у нас впереди большие планы и задачи. Мы понимаем, что планирует противник, чего добивается. Ни секунды слабости позволить себе не можем. Потом выпить сможем уже потом...
-10

23 августа измотанные боевики с тяжелыми потерями отступают назад в Чечню. Российские войска берут штурмом и так называемую "Кадарскую зону", где по сути каждый дом был превращен в маленькое укрепление.

Во второй половине сентября 1999-го боевики Басаева пытаются атаковать Новолакский район Дагестана - план «Имам Гамзат-бек». Тут бандиты планируют разжечь противоречия между местными чеченцами, лакцами и другими народами многонациональной республики. Хотят захватить Хасавюрт - один из крупнейших городов Дагестана. Но, натолкнувшись на мощное сопротивление, потеряв более ста человек, уходят...

Владимир Путин, как весьма решительный и сильный лидер, на изгнании боевиков из Дагестана отнюдь не останавливается. Понимает, что змею до конца раздавить надо - в ее же логове. И тут же готовит масштабную спецоперацию по освобождению самой Чечни. Так начинается вторая, уже победная для России, чеченская война.
-11