26 серия
Трагедии и запретная любовь в жизни Артемизии
Творческий взлет Артемизии Джентилески во Флоренции был впечатляющим, но за ярким успехом таилась тяжелая семейная драма. Она родила пятерых детей, но только одна, Пруденция, дожила до взрослого возраста. Трагические потери троих детей: Джованни Баттиста, Аньолы и Лизабеллы, которые ушли из жизни, не дожив до года, и смерть в пятилетнем возрасте второго сына, Кристофано, навсегда отпечатались на сердце художницы.
В 1618 году Артемизия влюбилась в богатого флорентийского дворянина Франческо Марию Маринги. Их страсть была сильной и неугасимой, о чем свидетельствуют их любовные письма. Удивительно, что муж Артемизии знал о романе и даже переписывался с Маринги. Возможно, он терпел это ради денег. Но когда слухи о романе распространились на флорентийском дворе, а семейный бюджет стал испытывать финансовые трудности, Артемизия решила, что пора вернуться в Рим. И этот выбор ознаменовал конец совместной жизни с Пьерантонио.
Римская пристань: Артемизия в поисках вдохновения
Рим стал для Артемизии пристанищем. Местом, где художница могла восстановить силы и снова вспыхнуть творческой искрой, несмотря на все трудности. В это время она пишет «Портрет гонфалоньера» и «Юдифь и ее служанка»:
В Риме Артемизия встретила многих талантливых художников, в том числе Симона Вуэ. Он написал портрет Артемизии, изобразив её с кистями и палитрой.
Как мы видим, Артемизия была не только талантливой, но и красивой женщиной. Её элегантный наряд и медальон с изображением Мавзолея Аликарнаса подчеркивали ее высокий социальный статус. Этот портрет - не только произведение искусства, но и выражение творческих и социальных амбиций, которые были так важны для Артемизии.
Переезд в Венецию и новые художественные горизонты
Однако утвердиться в Риме так же успешно, как во Флоренции, не получалось. И в поисках новых возможностей для заказов около 1627 года художница отправилась в Венецию. «Спящая Венера» и «Есфирь перед Артаксерксом» являются свидетельством усвоения ею уроков венецианского колоризма:
В картине «Лукреция» Артемизия, кажется, отказывается от грубой и строгой выразительности своих предыдущих работ в пользу более мягкого, более лирического и поэтического настроения, предлагая новое направление в своем творческом пути:
От Неаполя до Лондона: финансовые трудности и последние работы Артемизии
В 1630 году, спасаясь от чумы, Артемизия переехала в Неаполь. В начале XVII века это был крупнейший город на юге Европы - магнит для художников, ищущих успеха. В год своего прибытия Артемизия написала большой холст с Благовещением:
Эта работа - её первый публичный заказ - очевидно, была выполнена для алтаря одной из городских церквей. Она оставалась в Неаполе до конца жизни, за исключением длительной поездки в Лондон в 1638 году. Там она навещала отца, который стал придворным художником короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Не исключено, что она помогала Орацио на заключительных этапах росписи потолочных полотен Королевского дома в Гринвиче. Орацио умер в Лондоне в феврале 1639 года, и вскоре после этого Артемизия решила вернуться в Неаполь.
Хотя она продолжала пользоваться значительным успехом как художник, часто сотрудничая с выдающимися местными коллегами, её последние годы были омрачены финансовыми трудностями. Письма сицилийскому дворянину и коллекционеру Антонио Руффо, датированные между 1649 и 1651 годами, полны убедительных заявлений о нехватке денег и потребности в поддержке. Но они также раскрывают ее неукротимый и независимый дух. Она пишет: «Я покажу вашей светлости, на что способна женщина» и «В душе женщины вы найдете дух Цезаря».
Последнее упоминание об Артемизии относится к 1654 году. Вероятно, Артемизия умерла в 1656 году от ужасной чумы, уничтожившей население Неаполя. Её последний подписанный и датированный холст был обнаружен всего несколько лет назад. И это снова «Сюзанна и старейшины» - библейская история, в которой двое старейшин подглядывают за купающейся Сюзанной, а затем ложно обвиняют ее в прелюбодеянии.
На этот же сюжет была написана самая первая задокументированная картина Артемизии Джентилески:
Картина 1652 года кажется более театральной, Артемизия делает акцент на жестах героев, кроме того, фон стал темнее, а цвета менее яркими. Что остается нетронутым, так это необыкновенная способность Артемизии передавать эмоции и чувства главных героев.
Забытая гениальность и возрождение творчества Артемизии Джентилески в XX веке
Хотя Артемизия была хорошо известна в свое время, после смерти о её творчестве почти полностью забыли. Возможно, это связано с тем, что живописный стиль Артемизии был похож на стиль ее отца. Многие её работы ошибочно приписывали Орацио. Однако, благодаря усилиям ученых и искусствоведов, наследие Артемизии Джентилески было вновь открыто в начале 1900-х годов. Она была признана одной из величайших художниц и «первой женщиной в западном мире изобразительного искусства, которая сделала значительный вклад в творчество своего времени».
----------------------------------------------------------------------------------------
Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк - это источник моего вдохновения. Будем вместе создавать сериал эмоций, который никогда не закончится!