Найти в Дзене
Mishootka Gamer

«Герои» или «Цивилизация»? Что такое Age of Wonders 4

Оглавление

Новая часть знаменитой серии пошаговок стала визуально привлекательнее, многие элементы переработали и играть стало сильно приятнее

Сюжет крутится вокруг демиургов, решивших поработить наш мир. Но он в общем-то здесь не важен
Сюжет крутится вокруг демиургов, решивших поработить наш мир. Но он в общем-то здесь не важен

Как оценивать масштаб игры? По количеству контента, персонажей, предметов, боссов? Мне кажется, что нет, и главное – это количество механик, которые есть в игре. И с этой точки зрения одними из наиболее масштабных игр, на мой взгляд, являются глобальные стратегии. Поскольку они представляют собой сочетание огромного количества этих механик. И качество игры можно оценить по тому, как все это работает в комплексе.

Поэтому в обзоре Age of Wonders 4 я не буду описывать все, что есть в игре. А постараюсь выделить главное, что отличает этот проект, его плюсы и минусы.

Забегая вперед, скажу, что новая «Эпоха чудес» однозначно является одной из лучших пошаговых стратегий за последние годы, и с моей точки зрения студия Triumph в новой номерной части совершила большой шаг вперед.

Итак, в чем особенности Age of Wonders 4, почему теперь это еще больше 4X-стратегия, чем раньше, и почему это в общем-то неплохо? Начинаем!

Жабы-феодалы бросают вам вызов

Одна из основных «фишек» Age of Wonders 4, которую активно пиарили еще до релиза – это достаточно глубокая система кастомизации своей фракции. Да, многие элементы такого подхода были и раньше, но в четверке его сделали в духе Stellaris. Когда ты выбираешь характеристики своего народа, собирая его из множества доступных перков.

В этот раз игра не предлагает вам предустановленных героев с прописанной историей – даже в кампании (которой в полном смысле здесь в общем-то нет). Но дает нам богатый инструментарий по созданию фракций, героев и мира, в котором мы и будем развлекаться. Например, в локации может быть больше еды или больше лесов, и это будет оказывать влияние на доступные улучшения местности и другие параметры.

Выглядит как классический гном? Только если вы выберете "мастеровую" культуру. То есть выглядеть как гномы здесь могут даже жабы
Выглядит как классический гном? Только если вы выберете "мастеровую" культуру. То есть выглядеть как гномы здесь могут даже жабы

На момент написания обзора на выбор доступно 10 фракций – от людей, эльфов, гномов и орков до кротов, крыс, жаб и фелинидов (котолюди, вроде каджитов). У каждого народа по две особенности. Люди получают больше опыта от сражений и быстрее восстанавливают здоровье, жабы более стойко сопротивляются различным эффектам и эффективно передвигаются по болотам, и т.д.

Далее воронка сужается и типов культуры нам предлагают всего шесть. Они универсальны. То есть стать варварами, мистиками, феодалами, высшими, мастеровыми или темными может быть любая из вышеуказанных рас. И на самом деле именно этот пункт является определяющим. То есть между варварами-эльфами и варварами-орками геймплейно и визуально будет куда больше общего, чем между эльфами-феодалами и эльфами же мистиками. От культуры зависит набор юнитов и зданий, и ряд других параметров.

Настраивать можно и чисто визуальные фишки своей фракции - например, на чем будут ездить ее представители, единороге или волке
Настраивать можно и чисто визуальные фишки своей фракции - например, на чем будут ездить ее представители, единороге или волке

Следующий шаг кастомизации – социальные особенности. И вот их уже очень много, хотя влияют они на фракцию не настолько глобально. Можно «привить» своему народу плодовитость, благодаря которой для прироста населения в городах будет требоваться меньше пищи, каннибализм, позволяющий юнитам восполнять здоровье от поедания павших на поле боя или другую замечательную фишку.

Далее выбираем лидера фракции, который может быть чемпионом или колдуном. Причем можно выбрать, с чем именно он будет сражаться – с щитом и мечом или, к примеру, с двуручной секирой. Что, конечно, накладывает ряд особенностей, в том числе по использованию маунта.

Также в игре огромное количество книг магии с заклинаниями на все случаи жизни – и боевые, и глобальные, и по прокачке своей фракции в самой игре.

4X на каждом шагу

Отвечая на вопрос, заданный в заголовке материала: да, Age of Wonders 4 – это, скорее, «Цивилизация», чем «Герои». Это само по себе неплохо, но, если вы ни в каком виде не любите 4X-стратегии, то важно это учитывать.

Например, у всей этой кастомизации в духе Stellaris есть одна особенность. Да, вы сможете создать практически любой народ. Эльфов-извергов-людоедов, мастеровых жаб, высоких орков и так далее. И этот набор паттернов действительно будет на многое влиять. Вот только… настоящей уникальности у этого народа в общем-то не будет. И, как мне показалось, Age of Wonders 4 – это в большей степени «песочница», в которой можно пробовать разные предустановки и смотреть, что получится. А вот по-настоящему ролевых элементов здесь не так уж много. И вряд ли вы будете «чувствовать» своего героя также, как персонажей в «Героях меча и магии» - с прописанной историей, собственными уникальными фишками и т.д.

Если рядом попадется особо дружелюбный сосед, готовьтесь к тому, что он начнет стремительно "отжимать" у вас близлежащие провинции
Если рядом попадется особо дружелюбный сосед, готовьтесь к тому, что он начнет стремительно "отжимать" у вас близлежащие провинции

Орк-варвар с секирой здесь – просто орк-варвар с секирой. Ничем особенно не выдающийся. Конечно, можно создать что-нибудь прикольное, вроде гоблинов-ассассинов, которые кайтят врагов и одерживают победу тактикой, а не грубой силой. Но веришь ты в это ровно столько, сколько тебе в это хочется верить.

Разумеется, это никакая не претензия, а просто особенность этой игры.

Менеджмент городов и страны – тоже в духе «цивы». Как и прежде, доступны очереди производства войск и построек, но теперь мы еще и присоединяем и качаем провинции. Только, если в «Цивилизации» новые гексы добавлялись за счет прироста культуры, то здесь эта механика завязана на прирост населения. А для того, чтобы заложить город, нужны не поселенцы, а очки влияния. На них же, кстати, приобретаем перки в дереве прокачки. Которые могут влиять как на экономику, так и на политику и военное дело. Да даже перемещаться по морю без специального перка вы не сможете.

Меню игры - это "портал", через который мы попадаем в миры, которые создаем сами
Меню игры - это "портал", через который мы попадаем в миры, которые создаем сами

С механиками в Age of Wonders 4 все своеобразно – впрочем, как и в прошлых частях серии. Чтобы обеспечить достаточный прирост чего-либо, недостаточно просто построить какое-то здание. Модификаторы здесь раскиданы повсюду – и в дереве прокачки, и в улучшениях провинций (можно строить лесопилки, рудники и пр.) и даже в заклинаниях. Что требует от игрока внимания к каждому из этих аспектов.

Дипломатия в целом привычная для такого рода игр. Объявляем войны, договариваемся о союзах, присоединяем или делаем вассальными независимые города (привет, «Цивилизация»). Также есть система «кармы», которая подкрепляется как действиями на глобальной карте, так и выбором в специальных всплывающих окошках секундных квестов. От того, злые мы или добрые, зависят те или иные баффы и дебаффы, которые накладывает на нас игра.

Видов победы в AoW 4 несколько. Можно банально все завоевать, а можно - построить особые магические сооружения, захватить большую часть карты путем присоединения новых провинций и т.д.

Большой редизайн

При этом в сравнении со Stellaris и другими весьма абстрактными 4X-стратегиями у Age of Wonders 4 есть преимущество – она очень визуально детализированная. Все, наверное, слышали, что заклинания позволяют нам теперь модифицировать юнитов – добавлять им каменную кожу, огненные клинки и т.д. И здесь это не просто цифры в статах – вы буквально видите, как меняются модельки ваших персонажей. И, на мой взгляд, это очень круто.

Повысить качество войск можно глобальными баффами - и они действительно сильно влияют на расклад сил
Повысить качество войск можно глобальными баффами - и они действительно сильно влияют на расклад сил

Вообще, что касается графики, то здесь четвертая часть на голову выше «тройки». Как мне кажется, Age of Wonders 4 – едва ли не самая красивая пошаговая стратегия в данный момент. Честно говоря, мне никогда сильно не нравился дизайн серии «Эпоха чудес». Да, была в нем своя фишка, но расы и юниты, как по мне, были изображены как-то… простенько, что ли. Не навязываю никому это мнение, просто такое впечатление.

В «четверке» же круто выглядит буквально все. Живописнейший мир, интересный облик персонажей, детализированный внешний вид войск.

И, если раньше лично мне сражения в «Эпохе чудес» нравились не очень сильно – из-за каких-то дерганых анимаций юнитов и их простенького внешнего вида, то теперь наблюдать за боями действительно приятно. Наверное, особенно порадуются те, кому не зашли реал-тайм сражения в Total War: Warhammer. Все-таки не всем любителям пошаговок такое нравится. В Age of Wonders 4 же все по классике – у каждого юнита есть очки действий, которые мы можем тратить в любом удобном порядке.

Осады в игре сделаны интересно и понятно. Подводим к городу несколько стаков войск, с хотя бы одним героем. Далее нам дают выбрать несколько модификаторов на осаду - можно разрушить стены, установить баллисты или что-то еще, если вы это заранее прокачали. Ждем несколько ходов - и сражаемся с гарнизоном
Осады в игре сделаны интересно и понятно. Подводим к городу несколько стаков войск, с хотя бы одним героем. Далее нам дают выбрать несколько модификаторов на осаду - можно разрушить стены, установить баллисты или что-то еще, если вы это заранее прокачали. Ждем несколько ходов - и сражаемся с гарнизоном

Хотя есть и нюансы. Что в Age of Wonders 4 местами «душит» - это управление лимитом. Как на глобальной карте, так и во время самих сражений. Рано или поздно игра сводится к тому, что на стратегически важной точке вы встречаетесь с войском оппонента. И, если в Total War можно сделать «дум-стак» из экстремально мощных юнитов и превосходить количество качеством, то в «Эпохе чудес» собрать настолько сильный отряд не так уж просто. Соответственно, придется строить много всякой мелочи по 6 отрядов (лимит в одном стаке) и перемещать все это по карте. Да таким образом, чтобы иметь перевес во время боя – например, 3 ваших отряда на 2 вражеских. Все эти передвижения «фишек на карте» изрядно наскучивают, особенно если затягивается карта.

В бою тоже самое. В Total War вы можете сразу задать основные направления атаки для всех юнитов, а дальше просто реагировать на поведение врага. В AoW же все эти 18 отрядов придется двигать вручную. Не то, чтобы это была большая проблема… но не всем такое нравится.

Сражения, как мне показалось, стали понятнее и динамичнее, чем в "тройке"
Сражения, как мне показалось, стали понятнее и динамичнее, чем в "тройке"

Как-то комментировать баланс сейчас сложно, поскольку игру явно ждут достаточно серьезные правки. Об этом заявили сами разработчики – по их словам, они готовят патчи, которые изменят работу некоторых механик. В том числе призыва существ на поле боя. Не секрет, что именно механика призыва вызывала у некоторых игроков негодование. Ее считали слишком сильной, и сейчас в четвертой части она действительно может сильно изменить ход сражения. Так что есть мнение, что «мета» в Age of Wonders 4 будет не на призыве, а на баффах. Но поживем-увидим. Тем более что призыв существ на глобальную карту, вроде бы, нерфить не собираются, а это тоже очень мощные заклинания, благодаря которым можно моментально пополнить свой отряд существом, к примеру, 5 уровня.

И напоследок – о кампании Age of Wonders 4. И… ее здесь, по сути, нет. Вернее, есть ряд последовательных миссий, объединенных общим сюжетом. Но проходить их можно за разных чемпионов. Можно создать нового или взять кого-то из Пантеона – это что-то вроде хаба, где дожидаются своего часа герои, успешно завершившие хотя бы одну миссию. И такой подход к кампании в общем-то можно понять. Игра сразу намекает нам, что она не про сюжет, лор и прочее подобное. Она – про «песочницу». Так что сюжетные миссии можно смело скипать и сразу начинать возиться в кастомизациях рас, карт и героев.

А, наверное, главный вывод обзора – это то, что играть в Age of Wonders 4 в целом стало приятнее, чем, к примеру, в ту же «тройку». Трудно сказать, из-за чего конкретно – скорее, это совокупность изменений в интерфейсе и механиках, которые сделали порог вхождения в игру значительно ниже. Оказуалили? Да, наверное. Хотя, если начнешь разбираться во всех механиках игры, то понимаешь, что это все еще очень глубокий и продуманный продукт. Чего и ждал от Triumph Studios.

А вам понравилась Age of Wonders 4? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!