Найти в Дзене

О фарфоре Ларисы Григорьевой.(ЛФЗ) Из статьи Ивана Егорова, журнал "Порцеляна"(03/2018)

Хочу с вами поделиться статьей Ивана Егорова из журнала "Порцеляна" за март 2018 года. Для меня, как для искусствоведа интересны современные профессиональные издания, которых к сожалению не так много.

И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". О работах Л.Григорьевой  из журнала "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". О работах Л.Григорьевой из журнала "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Журнал выпускался небольшим, буквально штучным тиражом.

"Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
"Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Парк". 1970г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Парк". 1970г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

"Фарфор и живопись были её душой"

Иван Егоров

"В феврале 2018 года в Музее авторского фарфора Петербурга открылась выставка работ художника по фарфору Ларисы Григорьевой (1920-1997). 

Лариса Григорьева за работой. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Лариса Григорьева за работой. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Лариса Григорьева родилась в Твери 13 февраля 1920 года. В конце 20-х годов ее семья переехала в Ленинград. По окончании школы Лариса поступает в медицинский институт, который ей не удалось закончить из-за начала войны и эвакуации института. Но её приняли на работу в армейский госпиталь, что помогло пережить блокаду. Война закончилась, и надо было решать, как жить дальше. Важную роль в выборе будущего сыграла её бабушка, которая в семье считалась «ясновидящей». Бабушка твердо заявила: «Иди, оформляй документы на ученика живописца».

Л. Григорьева. Сервиз "Герань". 1950г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Герань". 1950г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Чайник "Весна". 1977г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Чайник "Весна". 1977г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Так Л. Григорьева пришла на Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ) в 1945 году учеником-живописцем и после двух лет обучения в художественной школе начала работать помощником живописца. Под руководством Н. М. Суетина она самостоятельно начала расписывать фигурки животных, а позднее — вазы и сервизы.

Л. Григорьева. Сервиз "Жёлтые цветы". 1968г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Жёлтые цветы". 1968г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

С 1951 года Лариса Григорьева зачислена художником в штат художественной лаборатории ЛФЗ. В этом же году была представлена её первая самостоятельная работа — сервиз «Герань». А уже в 1954 году был создан шедевр — сервиз «Фуксия», один из популярнейших и любимых до настоящего времени. Художница получает золотую медаль на ВДНХ, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе она награждается бронзовой медалью за роспись вазы «Фестивальная».

Л. Григорьева. Сервиз "Фуксия". 1954г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Фуксия". 1954г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

С конца 1950-х годов Л. Григорьева становится одной из ведущих художниц Ленинградского Фарфорового завода. В 1961 ГОДУ Лариса Григорьева принимается в члены Союза художников.

Л. Григорьева. Сервиз "Весёлые петушки".1980г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Весёлые петушки".1980г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

На семидесятые годы пришелся расцвет творчества художницы. Она принимала участие во многих выставках, в том числе международных, получала награды. В это время были С03даныНа семидесятые годы пришелся расцвет творчества художницы. Она принимала участие во многих выставках, в том числе международных, получала награды. В это время были созданы такие сервизы, как «Красная смородина», «Синий цветок», «Желтый цветок», «Весенние голоса» и другие.

Л. Григорьева. Сервиз "Мальвы". 1974г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Мальвы". 1974г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Оригинальность цветочных и пейзажных композиций Л. Григорьевой характеризует её самобытное творчество. Необходимо заметить, что художница не замыкалась только на изображении цветов, но выполняла прекрасные работы на тему русских народных сказок и других тематических сюжетов.

Л. Григорьева. Сервиз "Сказочная птица". 1970-е гг. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Сказочная птица". 1970-е гг. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Все её произведения гармонично ложатся на разные формы чашек, блюдец, тарелок, разработанные известными художниками ЛФЗ С.Е. Яковлевой, А. А. Лепорской, В. А. Семеновым и другими. Фарфор в руках Л. Григорьевой Становится настоящим произведением искусства.

Л. Григорьева. Сервиз "Кофейный". 1970-е гг. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Сервиз "Кофейный". 1970-е гг. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Вплоть до 1987 года, когда она ила на пенсию, ею было создано около 300 наименований изделий. Фарфоровый завод и живопись были её душой, она жила своими красочными образами. До настоящего времени выпускаются и находят своих почитателей сервизы и другие предметы по рисункам Л. Григорьевой: «Золотые ромашки», «Веселые петушки», «Розовые тюльпаны» и др. Многие произведения художника хранятся в Русском музее, в Государственном Эрмитаже, в музее керамики «Усадьба Кусково», В Музее авторского фарфора Петербурга, в других музеях и частных коллекциях.

Л. Григорьева. Чайник "Груша". 1960г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Чайник "Груша". 1960г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Блюдо "Старый парк". И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Блюдо "Старый парк". И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Блюдо "Летний сад". 1972г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Л. Григорьева. Блюдо "Летний сад". 1972г. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Первая персональная выставка Л. Григорьевой позволяет лучше узнать творчество замечательного художника и человека, сохранить и приумножить в истории память о ней."

Выставочный зал в Музее авторского фарфора. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.
Выставочный зал в Музее авторского фарфора. И.Егоров. "Фарфор и живопись были её душой". "Порцеляна". 03/2018. Фото Н.Ломоносовой.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.