Найти в Дзене
Газета Жизнь

"Я стал мужчиной в тот день, когда хоронили отца. Мне было 9 лет". Игорь Тальков-младший - об истории семьи, домашнем обучении и гибели отца

Судьба поставила его перед трудным выбором - соответствовать имени легендарного отца или прожить свою спокойную жизнь. И он выбрал трудный путь поэта и музыканта. В гостях у “Жизни” - Игорь Тальков-младший.

Часть 2

Игорь Тальков-младший. Фото: vk.com/talkoff
Игорь Тальков-младший. Фото: vk.com/talkoff

- Давайте поговорим про историю Вашей семьи. Ваша бабушка познакомилась с дедушкой в ГУЛАГе. Как они там оказались?

- Бабушка загремела из-за своего любимого человека по 58-й статье. Его искали красные, как врага народа, а он прятался с моей бабушкой в лесу в какой-то землянке. Но их смогли выманить в посёлок - якобы на встречу с родственниками. А это была засада. Он шёл первым, а она пряталась неподалёку. И вот его прямо у неё на глазах застрелили. Она закричала от ужаса и выдала себя этим криком. Её тут же засекли и повязали. И, как соучастницу врага народа, посадили на 15 лет. А ведь ей самой было тогда всего 17…

- В тюрьме она познакомилась с дедушкой, и там же родился у них первый ребёнок - старший брат моего отца. Конечно, в ГУЛАГе было страшно тяжело. Бабушка рассказывала, что хотела умереть - броситься на заграждения, чтобы её застрелили при попытке к бегству. Но более опытная зэчка её отговорила - сказала, что тебя ведь не убьют, а калекой сделают - выстрелят по ногам. И бабушка смирилась. А потом - привыкла. С другими женщинами она организовала там тюремный театр. И хотя у них были каторжные работы, они находили силы, чтобы ещё выступать. И даже гастролировали по зонам. И вот когда их с дедушкой выпустили, они поселились под Тулой. Дедушка был коренным москвичом, но после отсидки у него было поражение в правах - он не мог жить ближе чем 200 км от столицы. Они попали в городок Щёкино Тульской области. В бараке поселились. Крошечная комнатка - стол, кровать и раковина. Вот в такой обстановке и родился мой отец.

- А какой Вы бабушку запомнили?

- Боевой очень. После зоны она 25 лет оттрубила на заводе в цеху, где железобетонные плиты делали. Там машины грохотали всю дорогу, ей приходилось кричать, чтобы общаться с коллегами. Потому в жизни у неё голос был очень громкий. С ней я очень сильно подружился после одного случая. Папа только что купил машину, и мы поехали на ней к бабушке в гости. А по дороге папа устроил гонки с какой-то «Нивой». Машина слетела в кювет, кувыркнулась, но все целы остались. Чтобы бабушку не расстраивать, решили ничего ей не говорить. И я хранил этот секрет два года. Тайна в итоге раскрылась, но не через меня. После этого бабушка меня очень зауважала - стала мне доверять все свои тайны, зная, что я не проболтаюсь. Бабушка была единственным человеком, кто меня поддерживал, когда я решил спеть с Азизой, хотя её обвиняли чуть ли не в убийстве отца. Она сказала: «Внучок, это так по-христиански!» Отец очень много взял от бабушки с точки зрения социального напора и несгибаемости.

- А какая история любви у Ваших родителей?

- В «Метелице» они познакомились. Папа туда с другом приходил девочек клеить. У них легенда была, что, мол, они режиссёры-продюсеры и якобы ищут актрис на какую-то роль. Изначально папе понравилась мамина подруга. А потом увидел маму и понял, что она ему больше нравится. Папа повёз её за город, до утра с ней разговаривал, читал стихи, потом полез на яблоню, чтобы яблок ей нарвать, упал. В общем, произвёл впечатление. Но она не хотела с ним встречаться, отшивала. А папа был настойчив - доставал её даже на работе. Над ней уже смеялись все, говорили: «Вон твой «Игорь-борода» опять явился!» Мама говорит, что до встречи с папой у неё всё было шикарно - хорошая работа, благополучие, размеренная жизнь. Ну, и наряды - всё время она по выкройкам что-то придумывала и приторговывала. Но в итоге в папу она влюбилась.

- А когда они решились на ребёнка?

- На самом деле тут ключевую роль сыграло мамино решение оставить меня. Потому что в какой-то момент она хотела сделать аборт. Папа имел свойство появляться и исчезать, и она в итоге решилась рожать и назвать меня именно Игорем. С тем замыслом, что если один Игорь сбежит, то другой с ней останется. И об этом впоследствии всю жизнь жалела - она быстро поняла, что нельзя было меня так называть.

Два Игоря. Фото: vk.com/talkoff
Два Игоря. Фото: vk.com/talkoff

- Вернёмся к Вашему отцу. Как Вы узнали о том, что с Вашим отцом произошла трагедия?

- Я гулял на улице, вернулся домой и вижу маму в слезах. Я спрашиваю: «Что случилось?» А она не отвечает. Я несколько раз повторил этот вопрос, и наконец она сказала: «Папы нашего больше нет…» Мне кажется, что я стал мужчиной именно в тот день, когда хоронили отца. Мне было 9 лет. На кладбище я сжал маму за руку и сказал сам себе «Теперь я - Игорь Тальков». Сами похороны - это было нечто ошеломительное. Казалось, что весь город его хоронит. Я помню совершенно бесчисленную толпу людей.

- Кто из известных людей помог Вашей семье с похоронами?

- Я точно знаю, что Иосиф Кобзон оказал большую помощь. Особенно с местом на кладбище. Ещё помогли Андрей Державин и Михаил Муромов. Они и гроб несли. Джуна также помогала.

- А были те, кто помог Вашей семье уже после похорон?

- Нашлись, так сказать, «добрые люди», которые использовали мамину наивность - она ведь не разбиралась, как работают авторские права. Эти люди успели снять сливки с папиных песен. Но в каком-то смысле я им даже благодарен. Не знаю, каким человеком я бы стал, будь у меня много денег.

- Как изменилась жизнь Вашей семьи после гибели отца?

- Семья просто раскололась. Бабушка и мой дядя резко ушли в религию. А мама выживала. И это для меня были два разных мира. Например, у бабушки жёсткая дисциплина - подъём в 5 утра, молитвы. А у мамы дома - свобода и общение.

- Вы ведь были на домашнем обучении. Почему?

- Это тоже отцово решение. Во втором классе отец просматривал мой учебник «Родное чтение» и на одной из иллюстраций увидел Александра Невского с красным флагом, на котором были изображены серп и молот. Изучив этот учебник, он весь его исчеркал. Почти на каждой странице он написал: «Это ложь!» «Это было не так!». И вот я приношу этот учебник в школу с его исправлениями. Это, естественно, вызвало скандал. Именно тогда отец и решил перевести меня на домашнее обучение. Ко мне приходила симпатичная блондинка-репетитор, и мы с ней болтали на разные темы. И после этого я как-то умудрялся сдавать экзамены.

- Правда, что папа переписывался через Ваш дневник с учительницей? О чём он писал?

- Учительнице не нравились мои длинные волосы. Она написала в дневнике: «Постригите сына!» На что папа ей написал: «Ни Тургеневу, ни Гоголю длина волос не мешала». Потом было: «Почему ваш сын приходит с перемены красный и мокрый?» Отец отвечал: «Потому что перемена для этого и существует». Вообще, с моим образованием произошла странная штука - получилось, что я пошёл учиться раньше всех - в 5 лет, а закончил позже всех. Весь тот год после папиной смерти я не ходил в школу и остался на второй год. Кстати, после школы я хотел пойти в армию. Я понимал, что мне это надо. Но меня туда просто не пустили. Я прошёл медкомиссию, уже должен был ехать на сборы, когда вдруг военное начальство вызвало меня на разговор. Похвалили, что я не стал использовать свою фамилию, чтобы откосить, но прямым текстом сказали: «Мы тебя в армию не пустим». Тогда шла война в Чечне. А я же такой смелый, начал им доказывать, что я настоящий мужчина, вот, мол, я пойду, вы не имеете права меня не пускать. На что один из офицеров на меня наорал: «Ты у меня туда трупы поедешь закапывать!!! Понял?!»

Продолжение следует...

Из третьей (заключительной) части интервью вы узнаете о том, почему Игорь называет младшего сына Терминатором, как он сделал предложение жене и что за крест несёт.

Автор: Юлия Ягафарова