4 июня 2023 года в России празднуется красивый один из самых красивых праздников в христианстве – Троица. В это время церкви украшаются цветами и зеленью, а священники надевают одеяния зелёного цвета.
Вот как об этом вспоминал русский писатель Иван Шмелёв «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолотца, серебрецо, — в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. Это что-то… совсем не в церкви! Другое совсем, веселое.» (Лето Господне).
Троицу еще называли «зелеными Святками». Также улицы и дома украшали березками. Полевые цветы, которые после Троицы оставались в церкви засушивали и хранили за иконами. Их клали в житницу, чтобы мыши не водились и на чердак для предохранения от пожаров. Пол церкви усыпали свежей травой.
Также я слышала о таком поверье, что ветки березы втыкали снаружи в наличники, чтобы души умерших могли покачаться на них.
Еще бытовало поверье, что на троицыну неделю из леса в луга выходят русалки. Причем, я была на лекции Дороховой Екатерины Анатольевны в музее ГУЛАГа где она рассказывала, что однажды, будучи в деревне, один из местных жителей также ее уверял, что русалки до сих пор на Троицу выходят из лесов. По мнению малороссов русалки, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, приговаривая «Бух, бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» С зеленой недели они витают в лесах, аукают и зовут к себе прохожих с хохотом «Ходите к нам на качели качаться».
Береза почитается у многих народов мира. Например, в Швеции на кануне Праздника мая парни разгуливали по деревне со свежесрезанными ветками берёзы. С пением майских песен они обходили дома. Припевом песен им служила молитва о хорошей погоде, урожае и о земном и небесном счастье.
Вот как описывает обряды русских крестьян Фрезйзер на Троицу: «В последний четверг перед праздником Троицы русские крестьяне отправляются в лес, поют песни, сплетают венки и срубают молодую березу, которую обряжают в женское платье и украшают разноцветными лентами и лоскутками. После этого начинается праздник, а наряженную березу с радостными песнями и плясками приносят в родную деревню и устанавливают в одном из домов, где дерево в качестве желанного гостя остается до Троицы. В следующие два дня крестьяне посещают дом, в котором находится их «гость», а на третий, Троицын день они несут дерево к реке и бросают его, а вслед за ним и украшения в воду. Обряжение березы в женскую одежду в этом русском обычае показывает, насколько дерево подвергается персонификации; в реке же его топят, вероятнее всего, с целью вызвать дождь.»
Итак, свежими ветками березы украшают не только храм, но и собственный дом. Кто-то даже устанавливал в избе березовое дерево, украшенное лентами.
Существовали определённые запреты и правила на использование зелени, например, рубить деревья до Троицы, «Без Троицы дом не строится», а также ломать ветки, цветы, косить траву. У балканских крестьян запрещалось косить, ломать молодые растения и побеги, так как считалось, что на них обитают души умерших.
На сам праздник Троицы на кладбища не ходят, а вот в Троицкую субботу принято поминать усопших. В это время посещали кладбища, окуривали могилы, крошили на них яйца и хлеб. У восточных славян красили яйца в желтый и зеленые цвета. На Псковщине в этот день перед домами посыпали дорожки цветным песком, воспроизводя изображение лестницы, а также ставили под окна березки – по числу умерших этого дома. На Полтавщине считалось, что в день Троицы родные места прилетали души в виде птиц, чтобы посмотреть на свой дом и покачаться на ветках, которые втыкали в дома.
На Троицу существовал запрет «тревожить землю». Нельзя рыхлить, копать, выливать на землю грязную воду.
Также считается, что нельзя работать на Троицу, заниматься уборкой, шить, вязать, делать ремонт.
Источники:
Н.И. Толстой «Славянские древности».
В. Пропп «Русские аграрные праздники»
С. Максимов «Нечистая, неведома и крестная сила».
Дж. Фрейзер «Золотая ветвь, исследование магии и религии».
И. Шмелёв «Лето Господне».