Предыстория
Эпоху Петра I связывают с радикальным перерождением России. Одним из популярных исторических мифов, связанных с этим временем, является брадобритие. А образ царя-экзекутора, борца с архаичными традициями, собственноручно рубящего и постригающего бороды бояр, стал символическим для последующих поколений, включая наше.
Если обратиться к более раннему периоду, то можно увидеть, что бритье бороды не был диковинкой и в допетровское время. Так, например, свою бороду сбрил великий князь Василий III. По легенде, он сделал это для того, чтобы понравиться своей второй жене, которая была моложе его на 29 лет.
В послании ростовского архиепископа Феодосия, которое датируется 50-60 гг. 15 века, содержатся увещевания в адрес некоего князя, сбрившего бороду. Архиепископ просит его не уподобляться богопротивному женскому образу:
"Чего ради закону Божию не повинуешься и супротивная творити, проклятую бритву накладаеши на браду свою, женам угодише творящи"
Но при Иване Грозном такие послабления для русской княжеской элиты закончились. В 1551 году, на Стоглавом соборе был принят строгий запрет брадобрития, так как это противоречило христианским канонам. С той поры оно приравнивалось к греху и преступлению. Тех, кто посмел нарушить соборные постановления, били батогами и ссылали в монастыри.
Как все начиналось
Наступление на бороды и традиционную русскую одежду Петр I начал сразу после того, как завершил дипломатическую миссию в Европе в 1698 году. Факт первой публичной стрижки зафиксирован в дневнике австрийского посла. Это событие датируется 26 августом 1698 г.
Петр I принимал в этот день бояр в селе Преображенском, которые поспешили засвидетельствовать ему свою верность. Царь собственноручно резал им бороды ножницами. Как раз незадолго до этого случился стрелецкий бунт, поэтому бояре и не сопротивлялись, так как чувствовали за собой вину, что допустили восстание. Напротив, они были рады, что так легко отделались в отличие мятежников, которых массово казнили, сажали в тюрьмы и рассылали по монастырям.
Стрижка-экзекуция повторилась уже через несколько дней, 1 сентября при праздновании Нового года в доме боярина А. С. Шеина (с 1492 г. по 1699 г. этот праздник отмечали 1 сентября, а не 1 января, как сейчас). Правда, на этот раз ножницы в руки взял не сам царь, а его шут под строгим контролем своего повелителя.
Царские указы
Указы о бритье бород при Петре I издавались неоднократно. Первый из них не сохранился, есть только упоминание о нем в «Гистории Свейской войны» («Истории Северной войны»), написанной и отредактированной царем собственноручно. Указ вышел в 1699 году, в это же время было издано распоряжение об изготовлении медных жетонов, или бородовых знаков диаметром около 18 мм. Их было выпущено более 15 тысяч. Они выдавались тем людям, которые уплатили пошлину за право носить бороду и усы. Единственный сохранившийся экземпляр жетона 1699 г. хранится в коллекциях Эрмитажа.
В декабре 1700 г. вышло аналогичное распоряжение, но вплоть до конца 1704 г. большая часть мужчин продолжала носить бороды. 16 января 1705 г. был выпущен именной указ об их бритье. Одновременно с брадобритием был установлен запрет на ношение традиционной русской одежды и сапог. Вместо этого люди всех чинов должны были облачаться в платье западноевропейского образца.
Бритье бород при Петре I не могло не вызвать возмущение со стороны населения, так как их ношение стало традицией и было тесно связано с религиозными канонами. Но общая социальная напряженность в условиях Северной войны вынудила царя остановить реформу по европеизации внешнего вида подданных.
Продолжение дела
Однако позже указы о брадобритии были повторены в 1713-1714 гг., а в период с 1722 г. по 1714 г. их было выпущено целых шесть. Война с бородами была продолжена после Петра I его второй женой Екатериной I и дочерью Елизаветой Петровной. Преследование бородачей прекратилось только при Екатерине II, после издания указа 1762 г. «О закрытие раскольнической конторы».
Сам же Петр Первый и в последующие годы не брезговал поработать цирюльником: в 1701 г. – когда гостевал в Нижнем Новгороде, в 1702 г. – остриг бороду московского губернатора, боярина Стрешнева, в 1704 г. – на военном смотре в селе Преображенском.
Обрезание бород часто происходило при проведении петровских маскарадов. Царь собственноручно стриг бороду Нептуну, роль которого исполнял шут.
Историческое значение
Бритье бород при Петре Первом прежде всего связывают с приобщением к европейской культуре и преодолением «варварских» традиций и невежества, религиозных предрассудков. Его современник, Андрей Константинович Нартов, русский ученый-изобретатель и член Академии наук, приписывал императору такие слова:
«Я желаю преобразить светских козлов, чтоб они без бород походили в добре на европейцев… Ведь наши старики по невежеству думают, что без бороды не внидут в царство небесное, хотя у Бога отверзто оно для всех честных людей с бородами ли они, или без бород, с париками ли они, или плешивые, в длинном ли сарафане, или в коротком кафтане».
Сближение с «иноземцами» имело для Петра I чисто прагматическое значение: он хотел позаимствовать у Европы науку и технические новшества. Борода же была для него символом закоснелых предрассудков, которые мешали достижению этих целей.
Но «бородатая» реформа имела и неплохой «побочный эффект» в виде пополнения государственной казны.
Штрафы за ношение бороды
К слову сказать, уплата пошлин на бороды – идея, придуманная не Петром I. Впервые такой налог ввел в 1535 г. английский король Генрих VIII. Видимо, поэтому австрийский дипломат Отто Антон Плейер, находившийся при дворе русского царя в 1701 г., усмотрел в «бородатых» указах именно фискальную подоплеку.
И в самом деле, пошлины были очень большими:
· для служилых людей (военных) – 60 рублей;
· для торговцев – от 60 до 100 рублей;
· для холопов и церковнослужителей – 30 рублей.
И это при том, что годовое жалованье полковника тогда составляло 50-70 рублей, а ремесленника, например, плотника или кузнеца, 5 рублей! Такие пошлины могли служить хорошим источником дохода в казну в условиях Северной войны.
Поэтому многие все же предпочитали брить бороды, чем платить огромный налог. Наиболее резкое неприятие это вызывало среди старообрядцев и простого народа. Они расценивали брадобритие как покушение на православную веру. В 1705-1706 гг. прокатился ряд народных волнений (например, восстание в Астрахани), а в Сибири совершено несколько актов самосожжения. Однако знать приняла это нововведение сравнительно легко.
Оценки историков
О сомнительном характере новшеств и их влиянии на российскую культуру и склад ума говорил еще русский историк М. М. Щербатов (1733 – 1790 гг.). Он считал, что внешнее подражание западной культуре затронуло и моральные ценности: ослабило привязанность к русской вере и способствовало развитию корыстолюбия, коррупции.
Другой известный русский историк Н.М. Карамзин относился к указам о бритье бород двояко – с одной стороны, он поддерживал стремление Петра I просветить русский народ, а с другой был уверен в том, что искоренение древних самобытных навыков «унижало россиян в собственном их сердце».
Для Александра Сергеевича Пушкина борода и традиционная одежда были символом русского духа и древнего порядка вещей. Впрочем, по его мнению, таким духом обладал и Петр I, несмотря на его западную внешность.
Современная культура
Интересно, что образ самодержца, рубящего бороды, сформировался в основном в наше время: в фильме Александра Митта «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в серии видеороликов «Нереальная история» телешоу «СТС». На самом деле историкам пока еще точно неизвестно, как процесс брадобрития происходил в различных регионах страны.
Миф о петровском брадобритии стал популярным образом для интернет-мемов, особенно на основе портрета французского художника Поля Делароша, 1838 г. («Я человек простой, вижу бороду, рублю с плеча», «Я сбрил бороды, а чего добился ты?» и другие вариации). Мем Александра Некрасова, на котором Петр I рубит бороду хипстеру, приобрел теперь новый смысл - протест против современной субкультуры. Теперь борода позволяет выделиться на фоне остальных людей и привлечь к себе внимание, вызывая одновременно и негативную реакцию.
А в 2020 г., когда началась пандемия, в Москве активно распространялась фейковая новость, что власти обяжут брить бороды,потому что в них скапливаются вирусы. Так что борьба с бородачами, начатая при Петре Первом, прочно вошла в нашу культуру.