Угроза стихийного бедствия, страшное существо, запертое за хрупкими дверьми, долгое путешествие, а также обилие юмора и весьма приятные персонажи. Вот что ждёт зрителей в последнем полнометражном фильме Макото Синкая, который называется
Судзуми, закрывающая двери / Suzume no Tojimari
(фэнтези, драма, комедия)
Умышленно не буду касаться в этом обзоре рисовки, потому что к Синкаю можно относиться по-разному, но один факт неоспорим: всё, что он делает – это просто невероятно, безумно красиво. Неважно, бескрайний ли это космос, озёрная ли гладь, потрёпанная ли дверь – все детали выполнены так, что буквально каждый пейзаж или интерьер из его фильмов можно использовать как обоину. Ведь даже в старых потрёпанных предметах можно найти свою прелесть и очарование. Упомяну только то, что в кадре обычно движется не один персонаж (предмет), а два или сразу несколько. Сперва такая оживленная картинка весьма непривычна, но к хорошему привыкаешь быстро. Так что потом обратно переключаться на обычную для японской анимации статику – сложно.
На этом отложим рисовку и анимацию в сторонку и приступим к материи гораздо более спорной: к сюжету.
Сюжет и персонажи
Вот сюжеты Синкая нравятся далеко не всем и далеко не всегда. Кто-то говорит, что хороши только короткометражки, кого-то цепляет какая-нибудь одна, особенно созвучная сердцу история, а кто-то не может понять, что здесь вообще можно увидеть, кроме красивой графики. Едва ли этой работе по силам переломить уже сформировавшееся мнение
Повествованию и манере «Судзуми, открывающей двери» присущи как элементы обычного синкаевского психологизма и наблюдательности, так и изрядная доля его отстранённости, всё происходит как будто за тонким слоем льда, через который никак невозможно дотянуться до персонажей.
Действие фильма разворачивается в современной Японии, и здесь прослеживается некоторая генетическая связь с предыдущими крупными работам Синкая. И «Твоё имя», и «Дитя погоды» так или иначе были связаны со стихийными бедствиями: падение кометы, проливной дождь... Здесь же речь идёт о землетрясениях, которые в местной вселенной возникают из-за страшного чудовища, запертого в царстве мёртвых и яростно желающего освободиться. Удерживают монстра два ключ-камня, а на свободу оно прорывается из дверей, которые в это самое царство ведут.
Дальше перейду к персонажам и постараюсь объяснить, почему сюжет здесь как будто бы есть, но в то же время его будто бы и нет. Главных героев тут двое: Сота, студент, чьи предки всегда приглядывали за иномирными дверьми, и Судзуме, шестнадцатилетняя школьница, рано потерявшая маму. От мамы Судзуме остаётся трёхногий детский стульчик и милые детские воспоминания («мама была врачом», «мама хорошо резала по дереву», «мама была замечательная»). Чего Судзуме не помнит, так это того, как отчаянно разыскивая её, она сама случайно забрела в мир богов – землю мёртвых. А ведь именно это делает дальнейшую историю возможной.
История начинается со встречи Соты и Судзуме на холме. Сота ищет заброшенный город, чтобы закрыть появившуюся в там дверь, а Судзуме, привлеченная парящими в небе тенями, случайно освобождает ключ-камень от службы.
Камень превращается в третьего важного для данной истории персонажа – котика, который в полной мере берёт на себя роль трикстера. То есть, он и не добрый, и не злой. Он просто существо, после долгой службы вырвавшееся на свободу и давшее волю своему дурашливому характеру и ставшее звездой тик-токов. Котик, может нравится, может не нравиться, но именно он задаёт произведению этакую непривычно дурашливую для фильмов Синкая атмосферу. Лёгким мановением кошачье-трикстеровой лапки он запечатывает Сот в трёхногом табурете Судзуме и, особо не прощаясь, пускается в бега. Судзуме и Сота-Возмущенный-Табурет отправляются в погоню.
Так начинается роудмуви, сулящее встречи с самыми разными людьми и перемежающееся закрытием таинственных дверей в самых невероятных условиях. Обещала не вспоминать больше про рисовку, но всё же отмечу, что этот фильм – прекрасный шанс увидеть самые разнообразные уголки Японии в изображении Синкая, потому что путешествие – долгое.
Судзуме и Сота-Табурет ожидаемо встречают на своём пути множество людей, и, пока они странствуют, понемногу разъясняется местный лор. Запертое существо действительно яростно и неразумно, точно бушующая стихия, и удержать его можно только ключ-камнями. Таким камнем в общем-то может стать почти любое существо, но судьба его столь печальна, что о ней лучше не думать. Котик, к примеру, на жизнь не жалуется, но к концу его участь вызывает сочувствие.
Психологизма и драматизма истории добавляет тётя Судзуме, добровольно взявшая на себя заботу о ней. «Теперь я буду твоей мамой!» – обещает она, найдя девочку в снегах, и на долгие десять лет забывает о том, что она сама – живой человек, чьё время постепенно утекает, как вода или песок сквозь пальцы. Это такой, как будто раздутый из ничего, но в то же время очень жизненный конфликт, который изображается отстранённо, без лишних комментариев и рассуждений (за что – большое спасибо, любое морализаторство могло бы испортить эту часть истории).
В концу второго часа следует исход всех развязок, но, знаете, в таком ключе, что складывается впечатление, будто вся рассказаная история – лишь шажок, сделанный по дороге длинною в жизнь. Ещё больше это впечатление усиливает тот факт, что если бы Судзуме не освободила камень, если бы кот не решил подурачиться, ничего бы такого и не было. Но – было, из-за таких вот несуразиц.
В целом, история выходит медитативная, приятная, красочная. Она не поражает воображение какими-то необычными сюжетными ходами или поворотами, но волне себе привлекает тихим, спокойным течением событий. Таким, которое несмотря на обилие драматизма, приятно созерцать, потому что чувствуешь: мир по сути следует одной ему ведомой гармонии, а с некоторыми несуразицами, делами, жестокостью надо мириться как с чем-то этой гармонии сопутствующим. Нет худа без добра, нет света без мрака, нет ключ-камня без придури.
И всё это, конечно, тонет в красоте каждого проживаемого момента. Даже страшного.
Нравится такое – смело смотрите. Не нравится – что ж, не травите себе душу, пройдите мимо.
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях как вам эта и другие работы Синкая, а если ходите видеть в ленте больше аниме, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.