Как в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей помогают поверить в свои силы детям с особенностями психофизического развития и их родителям – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Обучать в игре
У десятилетнего Миши (имя изменено) расстройство аутистического спектра. Он живет в своем собственном мире, недоступном для окружающих. Его сложно чему-то научить, поставить какую-либо задачу. Вот только что сидел спокойно на месте, а уже через секунду куда-то бежит. Благодаря сотрудникам Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей поведение мальчика постепенно меняется.
— Прошло чуть больше года, как мы посещаем центр, ребенок стал более спокойным, усидчивым, может выполнять задания. И даже немного контактировать с другими детьми, хотя раньше посторонних не признавал вообще: прятался, кричал, — рассказывает мама Миши.
Мы вместе наблюдаем, как мальчик занимается со специалистом по социальной работе на комплексе Magium. Пол в комнате благодаря специальному проектору превращается в интерактивную поверхность. Миша должен выбрать геометрические фигуры, похожие на чупа-чупс. Он выбирает красные круги и раскладывает их на полу. Программа распознает цвет, форму и размер фигур — все сделано правильно. Теперь предстоит еще одно упражнение, но мальчику уже неинтересно — он отвлекается, убегает и садится ближе к своим игрушкам. Правда, спустя некоторое время все же возвращается обратно. Если выполняешь все задачи, появляется белочка —вместе с ней можно станцевать под музыку.
В соседнем кабинете восьмилетняя Лена с ДЦП занимается за сенсорным столом. По сути, это огромный планшет. Для каждого возраста свои задания, всего их больше сотни. Картинки большие, яркие, звук регулируется, поэтому сенсорный стол могут использовать дети с ослабленными слухом и зрением. Лена должна вставить большие картинки в верхние квадратики, а маленькие — в нижние. Компьютер настроен так, что не позволит ребятам совершить ошибку. У Лены сложности с моторикой, но в запале игры она об этом забывает — изо всех сил старается вести пальцами по экрану, чтобы перетащить картинку в нужное место.
Ребята очень любят эти занятия, поскольку получают знания в игре. А игры в центре есть по любой теме: математические, языковые, ПДД, безопасность дома и на улице.
Для всей семьи
«Счастье в дом» — это комплексная программа по работе с семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей-инвалидов. Здесь принимают ребят с различными особенностями психофизического развития, такими как гиперактивность, синдром Дауна, ДЦП и другие. Но преобладают дети с расстройством аутистического спектра. Одна из основных целей программы — дать родителям таких ребят социальную передышку.
Занятия проводят в специально оборудованных комнатах — тематических зонах. Есть зоны робототехники, релакса и адаптивной физической культуры с сухим бассейном, наполненным шариками, тренажеры, комната для приема пищи. В зеленой зоне наблюдают за жизнью муравьиной фермы и кормят улиток ахатин. Здесь же проводится групповая работа с детьми и родителями, причем в весьма неофициальной обстановке: можно сесть в бескаркасные кресла или прямо на ковер.
— Мы занимаемся не только с ребенком, но и со всей семьей. Важно, чтобы родители тоже посещали занятия, работали с психологом. Для них есть группы поддержки, самопомощи. Не все взрослые умеют справляться со стрессом, они находятся в этом состоянии на протяжении долгих лет, и наша цель — помочь им найти внутренние ресурсы, — рассказывает заведующая отделением дневного пребывания для детейинвалидов Ирина Шульган.
Недавно благодаря спонсорской помощи в центре появился интерактивный комплекс «Дом совы». Он предназначен для стимулирования двигательной активности. У многих ребят есть проблемы с мышцами, связками, суставами, неправильным положением ножек. Разнообразие гамаков, батутов, качелей, коконов позволяет подобрать физические упражнения для каждого.
В отделении занимаются дети от 3 до 18 лет. Если им меньше трех, обязательно должны присутствовать родители.
Сейчас центр посещают более 40 ребят. Любой ребенок может находиться здесь до четырех часов в день. И все это бесплатно.
Позитивное пространство
— В первое время родители стараются быть рядом с ребенком на занятиях, чтобы малыш ничего не натворил, не убежал. Но постепенно расслабляются, видят, что здесь безопасно, дети под присмотром, и спокойно оставляют их одних. Даже могут отлучиться по своим делам либо пойти поработать с психологом, пообщаться друг с другом, — продолжает И. Шульган.
Это особенно важно, потому что в основном сюда приходят ребята, которые по состоянию здоровья находятся на надомном обучении. И их родителям необходимо время для себя или на домашние дела.
Кто-то приводит ребенка на занятия раз в неделю, а вот родители Лены — ежедневно.
— Мы живем далеко, добираемся около 40 минут, но оно того стоит. Дочь стала более общительной. Не только в центре, но и в школе. С ней значительно легче заниматься, она лучше усваивает программу, чаще бывает в хорошем настроении, — поделилась мама девочки.
Специалисты объясняют это тем, что и родители, и сами дети видят: они могут быть успешными. Занятия проходят в форме игры, поэтому у ребенка всегда будут пусть маленькие, но победы.
Фото предоставлены Минским городским центром социального обслуживания семьи и детей