Результат: 13/15. (не правильные 4 и 10)
1. Что значит «отклоняющееся поведение»?
a) поведение, не согласующееся с общественными нормами ✔
b) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
c) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры
d) поведение, нарушающее законные акты
2. Как называется наука, изучающая проблематики девиаций и девиантного поведения?
a) девиантология ✔
b) криминология
c) социология
d) психология
3. Какие причины лежат в основе формирования девиантного поведения?
a) Биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности, особенности психического здоровья, психопатологии).
b) Психологические (связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности).
c) Микросоциальные – воспитательные (отсутствие положительных примеров, педагогическая запущенность).
d) Макросоциальные (экономическая, политическая ситуация, невозможность позитивной самореализации личности).
e) все утверждения верны ✔
4. Отметьте то утверждение, которое не относится к двум большим категориям определения девиантного поведения по причине его возникновения:
a) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое) - ЭТО НЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА.
b) поведение, отклоняющееся от принятой нормы в силу индивидуально-психологических особенностей ✔
c) поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями
5. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует?
a) отклонение агрессивной направленности
b) отклонение корыстной направленности
c) отклонение идеологической направленности ✔
d) социально-пассивные отклонения
6. Найдите в приведенном списке черты девиантного поведения:
a) ориентировано на проведение свободного времени, досуга
b) отклоняется от принятых моральных норм ✔
c) поиск подростками иных, отличных от культуры взрослых культурных оснований своего существования
d) подвергается социальному осуждению
e) отклоняется от принятых правовых норм
f) развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке
7. Характеристики стадий психического развития:
a) социальная ситуация развития
b) кризис развития
c) ведущая деятельность периода
d) основные новообразования периода
e) все утверждения верны ✔
8. Какая основная ведущая деятельность, согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского, в подростковом возрасте?
a) учебная деятельность
b) интимно-личностное общение со сверстниками ✔
c) учебно-профессиональная деятельность
9. Что будет характеристикой отклоняющегося поведения?
a) конфликты с ровесниками, окружающими людьми
b) отсутствие интереса к работе, учебе
c) проблемы с концентрацией внимания
d) безответственность, нежелание помогать другим
e) постоянная смена увлечений и круга общения
f) отсутствие контактов с другими людьми
g) постоянные перепады настроения
h) завышенная или заниженная самооценка
i) все утверждения верны ✔
10. Что из перечисленных видов профилактической работы относится к специальной профилактике?
a) профилактические меры, принимаемые непосредственно перед возникновением проблем
b) профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждающие возникновение новыхc) профилактические меры, принимаемые задолго до возникновения проблем - ЭТО НЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА.
11. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков, называется:
a) социально-педагогической диагностикой
b) социально-профилактической работой ✔
c) коррекционно-развивающей работой
12. Что из перечисленного является обязательным этапом профилактической работы по раннему выявлению предпосылок девиации?
a) описание особенностей поведения и эмоциональных реакций (в чем проблема?)
b) построение гипотезы о причинах и факторах формирования (какова причина?)
c) формирование прогноза влияния отклоняющегося поведения на дальнейшее развитие ребенка и подростка (чем это может закончиться?)
d) подготовка плана коррекционной работы (предложения по решению проблем)
e) все утверждения верны ✔
13. С целью профилактических мероприятий организован групповой тренинг по обучению умению сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях для подростков 14 лет.
Ведущий рассказывает о том, как важно в ситуации, когда на нас кричат, обвиняют, оскорбляют не «заразиться» чужой агрессией и не ответить криком на крик: для этого нужно сначала внутренне отстраниться от стрессовой ситуаций, потом настроиться на конструктивное ее разрешение.
Участники разбиваются на пары: один будет играть роль обвиняющего, а другой - обвиняемого. Задача обвиняющего кричать на обвиняемого; задача обвиняемого - не слушать слов обвиняющего, а наблюдать за движениями его ушей (бровей) или кончика носа.
Обсуждение вопросов:
Что чувствовал участник, исполняющий роль обвиняемого? Изменилось ли его отношение обвиняемому? Если да, то как? Запомнил ли он, что говорил обвиняемый?
После обсуждения ведущий должен подвести участников к пониманию, что «тайм-аут» необходим для того, чтобы задать себе вопросы: Что случилось? Почему человек так себя ведет? Что за этим может стоять? А самое главное — решить, что делать дальше:
- продолжать слушать;
- спросить, почему человек в таком состоянии;
- попросить сказать конкретно, чего он хочет;
- уйти, если чувствуешь, что раздражаешься.
На каком уровне профилактической работы такой формат наименее эффективен?
a) первичная профилактика
b) вторичная профилактика
c) третичная профилактика ✔
14. Михаил 15 лет, подросток из благополучной семьи. Обладает умственными способностями, которые значительно выше его сверстников. В его поведении прослеживается игнорирование реальности. Он как бы существует параллельно «здесь и сейчас», и в своем собственном мире. Обычный мир он воспринимает как незначимый и старается реже взаимодействовать с ним. Иногда его поступки отличаются чудаковатостью. У него нет близких и дружественных отношений с одноклассниками. Весь его интерес сосредоточен на деятельности, которая напрямую связанна с его неординарными способностями.
Является ли демонстрируемое поведение Михаила отклоняющимся и требующим профилактических мероприятий для предотвращения рисков отклонения?
a) да ✔
b) нет
c) и да, и нет
15. Вадим, ученик 9 класса, 15 лет. Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища, называли «Тихушником», «Лохом», «Валенком». Вадиму очень хотелось стать «своим» среди пацанов. Чтобы его «зауважали», он решил подражать Виталию и Андрею.
Они уже стояли на учете в ОПДН и вели себя как настоящие «крутые пацаны»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.
Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал сигареты и пиво, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать. Через полгода его поставили на учет в ОПДН за бродяжничество.
Через какую ведущую деятельность согласно возрастной периодизации развития ребенка целесообразно проводить профилактическую работу?
a) учебно-профессиональная деятельность
b) интимно-личностное общение со сверстниками ✔
c) учебная деятельность