Найти в Дзене
Рок изобилия

"Большое ничто" величайшей рок-группы

Эта заметка ранее не публиковалась. Написана "для друзей" осенью 2005 года по следам 22-го (в Британии) и 24-го (в Штатах) студийного альбома A Bigger Bang ("Большой взрыв") группы The Rolling Stones. Чуть шлифанул текст, придумал заголовок, перечитал - классно получилось. Иногда оценки из прошлого могут вступать в противоречие с ощущениями из настоящего, не всегда первый взгляд - самый точный. Но и править свою точку зрения в угоду времени не хочу, что написано пером…
Эта заметка ранее не публиковалась. Написана "для друзей" осенью 2005 года по следам 22-го (в Британии) и 24-го (в Штатах) студийного альбома A Bigger Bang ("Большой взрыв") группы The Rolling Stones. Чуть шлифанул текст, придумал заголовок, перечитал - классно получилось. Иногда оценки из прошлого могут вступать в противоречие с ощущениями из настоящего, не всегда первый взгляд - самый точный. Но и править свою точку зрения в угоду времени не хочу, что написано пером…

Человеку из России может показаться, что по меньшей мере три номера на этой пластинке роллинги записали под влиянием отечественной рок-эстрады...

A Bigger Bang (2005) отдаляет от предыдущего альбома Bridges To Babylon целых восемь лет. Вдоволь наскучавшись, критики торопятся наградить его сравнением с Exile On Main Street (1972), главной работой "взрослого" периода RS.

По легенде Glimmer Twins, Джаггер и Ричардс, задружили как прежде, сочиняли чуть ли ни на одной кухне. Альбом записывался живьем, без "звезд" со стороны, тем же составом, которым роллинги приезжали к нам в августе 98-го накануне дефолта. Словом, все как раньше или почти все.

По манере добывать фирменный звук из стандартов (песни Rough Justice, Back of My Hand, Oh No Not You Again) "Большой взрыв" скорее напоминает предыдущий диск "Мосты в Вавилон" и совсем немного Some Girls (1978). По нынешним временам сравнение с жирным знаком плюс: энергия бьет ключом, старый мотор работает как новенький, но есть нюансы.

Вот первый номер Rough Justice: One time you were my baby chicken.../ Once upon a time I was your little rooster... Пошловатая перекличка с великим прошлым напоминает рекламный ход "Возвращение легенды".

Вот My Sweet Neo-Con, модный наезд на президента Буша-мл. If you turn out right/ I'll eat my hat tonight. Другие строчки: It's Liberty for all/ Democracy's our style. Знаем мы вашу демократию... Неужто "Стоунз" мечтают о лаврах сетевых активистов Боно-Гелдофа? Набросились на Младшего, а ведь милейший человек, похож на добрую обезьянку, к нам, славянам, особо не лезет, вспомним Клинтона-Олбрайт.

Авторская ремарка-23: недобрым словом помянем и более поздних Обаму-Хиллари-Байдена, хотя, какая разница, демократ, республиканец - хрен редьки не слаще.

И вот уже совершенно неожиданный эффект. Человеку из России может показаться, что по меньшей мере три номера Bang'а созданы под влиянием отечественной рок-эстрады. В хитовой Rain Fall Down мелькают тени Шахрина и Бегунова. Biggest Mistake - в чистом виде Питер, какой-нибудь "Сплин", была такая беда на разогреве у роллингов в Москве-98. Самый конфузный номер - This Place is Empty, где Ричардс гнусавит голосом... старенького Боярского, даже интонации те же.

Конечно, эту путаницу легко списать на "ловушки памяти". Творчество Stones основательно переработано как самими роллингами, так и легионом последователей. Предположим, некая группа N, популярная в широких кругах, что-то позаимствовала у Stones. Позднее авторы (т.е., сами "Стоунз") возвращаются к тому же моменту, и получается, что они похожи уже не столько на самих себя, на Rolling Stones, сколько на RS с лицом какой-нибудь группы N... Понятно изложено?

Есть и другое объяснение. Примерно с середины 80-х общий подход к сочинительству у роллингов изменился основательно. На первое место вышел опыт сольных проектов "Мик сотоварищи", т.е., подборка поп-песен в рок-обработке, что и делает такие альбомы как Bang продуктом маркетинга, закамуфлированным под revivle, возрождение.

В мрачноватом очаровании Some Girls почти все казалось настоящим, искренним: что накипело в житие графов и герцогов рока, о том и сообщалось без обиняков в прямолинейной манере. В 78-м даже стандарт "запев-припев" (Beast of Burden, например) не выламывался из той еще канвы, срабатывал на все сто - классная песня с корнями во всем предыдущем творчестве "камней".

От прежних Stones осталась сила, магнетизм и мастеровитость, но большинство прочих ингредиентов A Bigger Bang напоминают желание омолодиться (роллинги - опытные мореплаватели по волнам модных трендов), и звук только подчеркивает обреченность этой попытки. Новый Bang - продукт глобального маркетинга, разрекламированный по старым правилам, включая легенду и неброское оформление конверта: чем проще обложка, тем, вроде бы, круче должно быть музыкальное содержание.

В истории Stones маркетинговая стратегия "величайшей рок-группы" частенько срабатывала вкривь и вкось. Речь не о гастрольных чесах и распроданных тиражах. Мерилом отношения к великим The Rolling Stones всегда оставался ими же придуманный главный лозунг общества потребления I Can't Get No Satisfaction.

Применительно к пластинке А Bigger Bang точнее не скажешь.

ПС-2023. Чтобы проверить свой "первый взгляд", на днях переслушал альбом. Потрясающий блюз Back Of My Hand. Еще 5-6 классных номеров за исключением перечисленных в заметке. Был еще порох в пороховницах, но в целом ощущение такое же, как в 2005 году.

Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!

"Роллинг Стоунз" в Москве. Some Girls или С чего начался дефолт-1998

Exile On Main St. Всем "зависимым" посвящается

Рожденные революцией: "Сатаник" vs "Сержант Пеппер"

Пионер, ты любишь "Роллинг Стоунз"?

Горячее языкасто-губастое лето