Найти тему

ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА! (продолжение)

-2

оригинал статьи: https://fra-mos.ru/ostorozhno-poddelka-prodolzhenie/

Относительно недавно в статье: «ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА!» были раскрыты попытки блогера И. Герасимова превратить изучение «Науки логики» Гегеля в фарс и вместо диалектики протащить антидиалектический вздор [1]. Теперь он решил взяться за основное произведение марксизма — «Капитал» К. Маркса, подвизавшись в качестве методиста в кружке в интернете. Благо, занятие это непыльное: сиди себе на диване, да наговаривай в микрофон, что взбредет в голову. Получается не просто плохо, под соусом изучения «Капитала» проводятся антимарксистские идеи.

Одна из базовых категорий в системе капиталистического товарного производства — стоимость. Герасимов, не моргнув глазом, заявляет: «Стоимость, то бишь трудозатраты» [2]. Сказать, что стоимость только затраты труда — ошибка, непонимание того, что стоимость — историческая категория, присущая лишь товарному производству. Затраты труда свойственны всем способам производства. Пока будет человечество, будет труд и, соответственно, затраты труда. Но в разных способах производства сам труд, его затраты, его оценка принимают разные экономические формы.

В товарном производстве труд имеет двойственный характер. Стоимость — момент товарного труда, это воплощенный в товаре абстрактный труд, сгусток абстрактного труда. Абстрактный труд — экономическая форма труда, присущая только товарному производству. Величина стоимости товара измеряется количеством общественно-необходимых затрат труда, которые характерны именно для системы товарного хозяйства.

В первобытной общине не было стоимости, нет ее в натуральном хозяйстве, нет стоимости в социалистическом непосредственно общественном производстве. А труд и затраты труда есть. Только экономическая форма труда в этих обществах другая.

Так, в непосредственно общественном производстве на первое место выходят не затраты труда, а экономия труда. Конституирующей категорией является не стоимость, а трудовая потребительная стоимость, то есть экономия труда у потребителя за вычетом затрат труда у производителя. Условием эффективности производства становится высвобождение труда и рабочего времени, увеличение свободного времени.

Сводить стоимость только к затратам труда, безотносительно его специфической экономической формы — значит пытаться протащить идею, что стоимость — вечная категория, а, следовательно, вечны закон стоимости, товарное производство и всеобщее товарное производство — капитализм. Вечность капитализма — вот что следует в конечном итоге из высказывания Герасимова.

При рассмотрении вопроса различных формул нормы прибавочной стоимости он рисует: К’ = с + v + m. [3]. Это ошибка. У Маркса такого нет. На самом деле (с + v + m) — это стоимость всякого капиталистически произведенного товара (W). Прибавочная стоимость (m) результат труда рабочих, на оплату которых направляется часть капитала, а именно: переменный капитал — (v). Результат движения авансированного капитала К (c + v) — прибыль (р). Соотношение прибыли и прибавочной стоимости следующее: прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли.

Превращение нормы прибавочной стоимости в норму прибыли, стоимости в цену производства, прибавочной стоимости в прибыль Маркс раскрывает в 3-м томе «Капитала». Допущенный ляп говорит о том, что пытающийся поучать других не удосужился прочитать 3-й том «Капитала» и не понимает различия прибавочной стоимости и прибыли. Объективный смысл критикуемой формулы заключается в том, чтобы скрыть, затушевать истину, что прибавочная стоимость создается трудом наемных рабочих, и попытаться представить ее как результат движения всего капитала.

На этом потуги Герасимова в искажении марксизма не заканчиваются. Придется привести всю его длинную тираду. Начинает вроде как правильно: цель производства при капитализме — «извлечение максимальной прибыли». Затем говорит, что «прибыль, она актуальна для капиталистов индивидуальных», а для совокупного капиталиста целью производства «является производство человека». Затем заявляет: «Прибыль для капиталиста вообще-то не самоцель, это промежуточная цель, это средство. Капиталист во-первых, создает себя как человека» и «создает себе рабочих», капиталистическое производство — это «производство и капиталистов с их определенным уровнем жизни и возможностями для развития и производство рабочих, тоже с определенным развитием». Наконец, последняя капля: «Коммунистическое производство ставит своей целью в общем-то то же самое, за тем только исключением, что сделать это распространяется на каждого члена общества, для каждого члена общества полное благосостояние и всестороннее развитие личности; не только для капиталистов, которые там своих детишек холят и лелеют…, а для всех членов общества» [4].

Это очередной перл. По Герасимову выходит, что цель капиталистического производства и цель социалистического производства одна и та же, между ними только количественные различия. Из этого следует, что в капиталистических странах, в том числе и России, есть островки, уголки коммунизма. Эти уголки располагаются там, где живут капиталисты и их семьи. Как подивится такой новости буржуазия, узнав, что она живет уже в коммунизме. Зачем революции? Давайте расширять эти островки коммунизма в капитализме.

Герасимов подменяет рассмотрение производственных отношений капитализма абстрактными рассуждениями типа «все мы человеки». И при капитализме люди живут, и при коммунизме. Он не понимает, что «производство человека» осуществляется посредством и в рамках определенных производственных отношений. Важно знать как, каким образом, при каких производственных отношениях идет процесс производства. При капитализме воспроизводятся не только товары, не только прибавочная стоимость, но и само капиталистическое отношение: капиталисты — на одном полюсе, и наемные рабочие — на другом.

Капиталист — персонифицированный капитал, представитель капитала, его олицетворение, а капитал — самовозрастающая стоимость. По своему понятию капиталист занимается постоянным приращением капитала за счет эксплуатации рабочих, высасыванием из них прибавочной стоимости, а не забиванием своей утробы едой. И воспроизводятся не просто рабочие, а наемные рабочие, которые вынуждены снова и снова наниматься к капиталистам и создавать им прибавочную стоимость. Вместо научных понятий Герасимов подсовывает голые абстракции, которые сдабривает поверхностными сравнениями, всем надо питаться, одеваться и пр.

При капитализме происходит узурпирование буржуазией свободного времени, получаемого в конечном итоге за счет эксплуатации рабочего класса. Это в корне противоположно цели социалистического производства. Рабочий класс, взявший власть, уничтожает капиталистическую эксплуатацию, строит новое общество и ведет борьбу за уничтожение классов, неравенства между людьми, прежде всего за счет увеличения свободного времени. Капиталистическое производство вместе со своей целью уходит в прошлое.

Иногда у Герасимова проскакивают, вероятно случайно, правильные положения, но они тонут в искажающих марксизм, ревизующих марксизм разглагольствованиях. Вдвойне прав профессор А. С. Казеннов, давший оценку Герасимову, что он возомнил себя большим теоретиком марксизма-ленинизма, не имея для этого необходимой теоретической базы и методологической подготовки. Но важнее объективное содержание его позиции — это полный разрыв с марксизмом-ленинизмом и обеление капитализма.

Список источников.

  1. Галко В.И. «ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА!» https://fra-mos.ru/ostorozhno-poddelka/

В. Галко, кандидат экономических наук,

ректор Университета рабочих корреспондентов

Фонда Рабочей Академии