Найти тему
Музей Оранэлы

Тайны «Дворца Горького». Часть 3: на пути к первому Дворцу культуры

Оглавление

С этого следовало бы начать нашу серию очерков о ДК Горького. Ведь речь идет о первом Доме культуры и в городе на Неве, и вообще в нашей стране. Но ничего не бывает на пустом месте. К строительству Дворца для рабочих вел длинный путь.

Народный дом

Прообразами домов культуры принято считать «народные дома», которые до революции начали строить по инициативе Сергея Юльевича Витте с 1894 года. Интересно, что в этом же году знаменитый премьер-министр вводит монополию на «алкогольную продукцию» для пополнения казны. С тех пор государство на протяжении 100 лет несколько раз будет пытаться одновременно и победить пьянство, и обеспечить бюджет самым стабильным доходом. От продажи алкоголя…

Сергей Юльевич Витте был одновременно и борцом за трезвость, и поборником идеи монополии на доход от продажи алкоголя.
Сергей Юльевич Витте был одновременно и борцом за трезвость, и поборником идеи монополии на доход от продажи алкоголя.

Самым крупным из подобных заведений стал Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге, выстроенный в 1899-1900 гг. архитектором Г.И. Люцедарским по инициативе принца А.П. Ольденбургского.

Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге
Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге

С большими изменениями этот дом дошел до нашего времени. Сейчас это Мюзик-[олл (Санкт-Петербургский государственный Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина) у ст.м. «Горьковская».

Кстати, сам Витте был против строительства этого дома именно в центре столицы, считая, что это неподходящее место для скопления неблагородной публики. Но решающее слово было за Николаем II, который и «благословил» стройку.

Мюзик-холл - наследник Народного дома
Мюзик-холл - наследник Народного дома

Но так или иначе Народный дом был построен и пользовался популярностью. Однако его деятельность велась по известной со времен Рима формуле: «хлеба и зрелищ». Основную часть образовывал огромный зрительный зал на 2000 мест и …. столовая на то же количество.

«Хлеба и зрелищ» - главная формула деятельности Народных домов.
«Хлеба и зрелищ» - главная формула деятельности Народных домов.

Вход 10 копеек, театральное представление, обед alcohol-free и по домам. Правда, была еще читальня, а у Народного дома действовал парк с аттракционами и даже небольшой железной дорогой.

Чего не хватает? Не хватает главного – помещений для учебы и кружковой работы, чтобы пролетариат не просто развлекался, а создавал ту самую пролетарскую культуру, о которой мечтал Горький. Вроде как был кружок балалаечников, и даже сколько-то человек выучилось играть на этом инструменте. Но согласитесь, даже для сельского дома культуры единственный кружок народных инструментов – это неубедительно.

И все же уже до революции рабочие понимали, что им нужно. В 1911 году идею Дворца рабочих выдвигает Союз металлистов, а в апреле революционного 1917 года Петергофский совет рабочих и солдатских депутатов собирает на строительство дворца 50000 рублей.

Забота о пролетариате и его обратная сторона

Время для дворцов и домов культуры приходит после революции. Во-первых, власть теперь у пролетариата и он сам решает, на что тратить деньги.

Сбывшиеся обещания Советской власти имели обратную сторону (И.И. БРОДСКИЙ. ВЫСТУПЛЕНИЕ В.И. ЛЕНИНА НА МИТИНГЕ РАБОЧИХ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА В МАЕ 1917 Г.)
Сбывшиеся обещания Советской власти имели обратную сторону (И.И. БРОДСКИЙ. ВЫСТУПЛЕНИЕ В.И. ЛЕНИНА НА МИТИНГЕ РАБОЧИХ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА В МАЕ 1917 Г.)

Во-вторых, у рабочих появляется досуг! Вводится 8-часовой рабочий день (вместо 11,5-часового), а это значит, что после работы пролетарий не валится без сил на койку, а имеет достаточное время до сна, которое надо как-то провести.

Интернета, телевидения нет. Радио, газеты, книги дома недоступны – только в клубах. Алкоголь не продается (см. ниже). Но хочется пообщаться, как-то себя развлечь, а еще чему-то научится. К тому же по разным поводам теперь принято проводить собрания и заседания.

В фильме «Собачье сердце» хотя и карикатурно, но показано острая потребность людей новой эпохи собираться и как-то проводить время.

В фильме «Собачье сердце» хотя и карикатурно, но показано острая потребность людей новой эпохи собираться и как-то проводить время.
В фильме «Собачье сердце» хотя и карикатурно, но показано острая потребность людей новой эпохи собираться и как-то проводить время.

Власть шла навстречу, поскольку она и выражала интересы пролетариата. А еще была одна причина, по которой дома культуры надо было строить срочно. Вновь актуальна стала проблема борьбы за трезвость.

В 1914 году в нашей стране введен «сухой закон». Ленин эту идею поддержал и пока он был жив, в молодой России закон продолжал действовать. Но вот совпадение – в 1924 году умирает Ильич, и практически тут же отменяется «сухой закон».

В 1924 году отменяется сухой закон. Водка появляется как товар.
В 1924 году отменяется сухой закон. Водка появляется как товар.

Появляется знаменитая водка «Рыковка». Некоторые ругают ее за слабину (30 градусов вместо менделеевских 40, об этом, кстати, рассуждают за обедом Филипп Филиппович и Борменталь за обедом в «Собачьем сердце»), другие хвалят за наличие. К тому же государство вспоминает о «водочной монополии» как стабильном источнике пополнения бюджета, актуальном до сих пор.

Джин во всех смыслах выпущен из бутылки. Вот что пишет «Ленинградская правда» 29 июля 1928 года (это когда дома культуры уже появились!):

«Дома культуры – центр пролетарской общественности. - 26 винных магазинов, 64 пивных, 54 винных отделения гастрономических магазинов, 15 столовых с пивом, 30 различных церквей и монастырей, 6 религиозных обществ. Плотная стена из пивнушек и церквей окружает Московско-Нарвский Дом Культуры. В таком окружении Дому Культуры приходится вести тяжелую и упорную работу за культурное воспитание нового человека».

Дома культуры вступают в конкуренцию с питейными местами, а также с церквями. Церкви закроют в начале 30-х годов, а вот с более простой и понятной формой пролетарского досуга домам культуры придется воевать вплоть до развала СССР. Кто в этой борьбе победил, непонятно. Во всяком случае Советской власти нет, а пьянство осталось.

Дворец Труда – предчувствие Дворца культуры

Уже в 1919 году рабочие Путиловского завода выступают с инициативой строительства Дворца Труда. Проводится конкурс с участием А.Е. Белогруда (его знаменитый дом-замок на пл. Льва Толстого), И.А. Фомина (учитель А.И. Гегелло), Л.А. Ильина. В жюри и архитекторы, и рабочие, для которых этот дворец будет строиться. Это, кстати, первый архитектурный конкурс в Советской России. В Москве конкурс проектов Дворца Труда пройдет только в 1923 году.

Строго говоря, Дворец Труда существует в Петрограде с 1918 года в Николаевском дворце (на площади Труда, она же Благовещенская). Но он был больше Дворцом профсоюзов (так его и называли), то есть главным административным зданием профсоюзов. Для театрально-зрелищной деятельности, кружковой работы бывший великокняжеский дворец не подходил. А нужно было строить принципиально новое здание.

Николаевский дворец для Дворца труда подходил только как административное здание.
Николаевский дворец для Дворца труда подходил только как административное здание.

Конечно, новый архитектурный стиль еще не найден, да и архитекторы прежние. Поэтому на проектных рисунках будущего Дворца и неоклассицизм, и эклетика, и модерн. Вот, к примеру, как Дворец Труда в Петрограде видел Андрей Евгеньевич Белогруд.

Дворец Труда (проект А.Е. Белогруда)
Дворец Труда (проект А.Е. Белогруда)

Конечно, громоздко и не идет ни в какое сравнение с лаконичным конструктивизмом, который станет главным стилем 1920-х годов.

В это же время на конкурсе побеждает проект комплексной застройки «Путиловского района» за авторством Ноя Абрамовича Троцкого. На нем уже обозначено положение Дворца Труда, как одной их доминант района. Его планировавшееся архитектором расположение – в районе современной больницы №14.

Проект застройки Нарвской заставы с Дворцом Труда Н.А. Троцкого (1919)
Проект застройки Нарвской заставы с Дворцом Труда Н.А. Троцкого (1919)

Дворец Труда так и не построят. Но проект комплексной застройки ляжет в основу генерального плана развития нашего города, который выдвинет Лев Александрович Ильин. А сам Троцкий поставит символическую точку в застройке Нарвской заставы новыми конструктивистскими общественными зданиями: здание Кировского райсовета. А первым шагом этой титанической работы и станет наш Дворец культуры им. А.М. Горького.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL