Как же часто в последнее время я стала слышать мнение о том, что фотографией больше не заработать. Я в профессии уже «старичок», за годы работы я периодически встречала на своем пути такие мнения, но то, что происходит сейчас…такое ощущение, что огромное количество моих коллег находятся в панике от того, что нужно срочно менять профессию и искать другие возможности заработать на хлеб.
Только вот я сама никуда уходить и тем более бежать не собираюсь. С одной стороны конечно хорошо, конкуренция автоматически снижается. С другой - меня никогда не пугала конкуренция, я считаю, что именно благодаря ей появляется мотивация к росту, стремлению к лучшим результатам своей же работы, поиску чего-то нового.
Когда я читаю очередной комментарий: «фотографией больше не заработать», то я обычно спрашиваю - почему? И ответ как правило всегда один - потому что она никому сейчас не нужна!
А вот почему она никому не нужна, уже мало кто внятно может ответить. Приплетают всё , и «эти ужасные» нейросети, и положение в стране….
Друзья, скажу словами древнеримского поэта-сатирика Ювенала - Народ требует хлеба и зрелищ! Так было всегда и так будет всегда. Любое искусство, если оно предполагает получение удовольствия будет всегда востребовано. Когда то лучше, когда то хуже, факт!
Каждый, кто говорит, что профессия «фотограф» умирает и услуги профессионального фотографа становятся всё менее востребованными судят исключительно по себе и той ситуации, в которой находятся сами. Понятное дело, мы не любим искать ошибки у себя, легче ссылаться на то, что мир стал другим, а не на то, что мы в этом мире не умеем приспосабливаться, что-то менять и искать новые пути и выходы.
Так было всегда, есть зона комфорта и из нее трудно выходить. Особенно, когда тебе никто не показывает этот выход.
Так вот что же сейчас изменилось и как воспользоваться ситуацией, чтобы выиграть, а не проиграть?
Популярные социальные сети.
Когда одна из самых популярных, ныне запрещенных, социальных сетей прекратила свое существование в РФ я, признаюсь, испытала шок. Объяснять, что инста превратилась из конфеты в фантик, приходится практически каждому, с кем я общаюсь на эту тему. Меня уверяют поголовно все, что ВПН - таблетка и разницы ощутимой нет. Как работала, так и работает.
Нет, и еще раз нет!
Ни один бизнес не будет держаться только на подписчиках. Это иллюзия. Сколько бы тысяч, десятков, сотен тысяч подписчиков не было - это не может обеспечить постоянный поток новых клиентов. Новые клиенты это только таргетинговая реклама, которая офигенно работала в инст@граме. Сейчас эта функция заблокирована. Но фотографы продолжают вести эту социальную сеть в надежде, что придет хоть кто-нибудь. Кто-нибудь это не бизнес, бизнес - это стабильность.
Поэтому если есть желание тратить свое время впустую, можно продолжать вести инст@грам. На мой взгляд лучше свои ресурсы направить в более выгодное русло.
Лучше переключить свое внимание на ВК, но мне не нравится аудитория этой платформы. Вот аудитория инсты - для меня бомба! Аудитория ВК никогда не «работала» так же хорошо, как в инсте.
Но вести ВК необходимо! И периодически «прощупывать» аудиторию и искать «свою» с помощью таргетинговой рекламы тоже нужно!
Отлично работает Яндекс Директ. И вот тут важно понимать, что фотограф должен уметь не только фотографии красивые делать, но и учиться себя продавать.
За «научиться делать красивые фотки» - огромная очередь. Об этом говорит изобилие краткосрочных курсов, марафонов, воркшопов и тд. А научиться настраивать рекламу, чтобы продать свою услугу - вот тут фотографы почему то не так активны в своих желаниях.
Но ведь все мы знаем, что покупатель найдется на любой товар. Главное уметь его продавать! А вот уметь продавать никто учиться не хочет.
А ведь можно обойтись даже без обучающих курсов! Зарегестрировал рекламную площадку, и сиди разбирайся, пробуй анализируй!
Сайт
Сам по себе сайт ничего принести не может. Но многие думают, что сделав сайт, клиенты повалят, как горячие пирожки из печки. Не-а. Если не продвигать сайт, то будет он, как иголка в стоге сена. Красивый, продающий, но никому не видимый.
Поднять свой сайт в поиске Яндекса практически невозможно. Но вот иметь свой ресурс для того, чтобы на него вели рекламные ссылки с того же Директа - необходимость.
Нейросети
Вот что бы там кто ни говорил, ИИ не конкурент фотографу. Абсолютно! Меня так уже просто подташнивает от картинок, которыми авторы Дзена стали активно оформлять свои публикации. А уж предположить, что мои клиенты, которые приходили ко мне на фотосессии уйдут от меня к нейросетям….абсурд!
Фотосессия это процесс! Это участие, перевоплощение, удовольствие от вхождения в ту или иную роль! Это эмоции, это приятное ожидание результата. Те, кому интереснее подставить свое лицо в чужую картинку никогда не приходили на Фотосессии. Поэтому считать нейросети конкурентом профессиональной фотографии абсолютно неправильно.
А вот воспользоваться возможностями ИИ для ретуши, цветокоррекции, так это же просто круто! Это и есть прогресс, которого мы всегда ждем. А когда его получаем - пугаемся и начинаем паниковать.
Личное общение
Ничто не работает лучше личного общения с потенциальным клиентом. Не идут новые клиенты - пишите тем, кто уже был! Приглашайте, заманивайте интересными идеями, предложениями.
Ведите базу клиентов, регулярно её используйте. Не забываете делать сезонные и праздничные предложения….да просто поздравляйте своих клиентов с праздниками. Не забывайте о них, как только они получили от вас фотографии. Все мы знаем, что «сарафан» всегда работает, но нам более привычен пассивный сарафан (когда клиент предлагает нас своим друзьям и знакомым). Вот нужно сделать "сарафанное радио" активным, научиться неназойливо и корректно периодически напоминать о себе своим клиентам.
Телефоны заменили фотографов.
Ох. Нет! Не заменили и никогда не заменят! Это как и с нейросетями! Подумайте, нужны ли вам клиенты, которые не видят разницы между мобильной фотографией и профессиональной? Мне нет! Вам, я думаю тоже. Так что радуемся и стараемся повышать свой собственный уровень, чтобы еще сильнее отличаться от шедевров смартфона.
Пожалуйста, ловите пример: Фотосессии в детских садах как были востребованными, так и остаются. И никто ни разу не попытался «сэкономить» и перейти на съемку смартфоном. А это же легко может сделать просто воспитатель!
Время непростое да. Но профессия в порядке и умирать пока не собирается:)
Но вот менять придется много, и адаптироваться к новым условиям тоже придется. Ценообразование, реклама и главное - нужно хотябы пытаться выделяться из огромной массы фотографов. Попытка не пытка. А если есть желание, то все обязательно получится:)