Найти тему

Профессиональная фотография больше не нужна. Фотографы уходят из профессии.

Оглавление

Как же часто в последнее время я стала слышать мнение о том, что фотографией больше не заработать. Я в профессии уже «старичок», за годы работы я периодически встречала на своем пути такие мнения, но то, что происходит сейчас…такое ощущение, что огромное количество моих коллег находятся в панике от того, что нужно срочно менять профессию и искать другие возможности заработать на хлеб.

Только вот я сама никуда уходить и тем более бежать не собираюсь. С одной стороны конечно хорошо, конкуренция автоматически снижается. С другой - меня никогда не пугала конкуренция, я считаю, что именно благодаря ей появляется мотивация к росту, стремлению к лучшим результатам своей же работы, поиску чего-то нового.

Когда я читаю очередной комментарий: «фотографией больше не заработать», то я обычно спрашиваю - почему? И ответ как правило всегда один - потому что она никому сейчас не нужна!

А вот почему она никому не нужна, уже мало кто внятно может ответить. Приплетают всё , и «эти ужасные» нейросети, и положение в стране….

Сати Казанова в Арт фотосессии "Малифесента". Фотограф Катя Рашкевич
Сати Казанова в Арт фотосессии "Малифесента". Фотограф Катя Рашкевич

Друзья, скажу словами древнеримского поэта-сатирика Ювенала - Народ требует хлеба и зрелищ! Так было всегда и так будет всегда. Любое искусство, если оно предполагает получение удовольствия будет всегда востребовано. Когда то лучше, когда то хуже, факт!

Каждый, кто говорит, что профессия «фотограф» умирает и услуги профессионального фотографа становятся всё менее востребованными судят исключительно по себе и той ситуации, в которой находятся сами. Понятное дело, мы не любим искать ошибки у себя, легче ссылаться на то, что мир стал другим, а не на то, что мы в этом мире не умеем приспосабливаться, что-то менять и искать новые пути и выходы.

Так было всегда, есть зона комфорта и из нее трудно выходить. Особенно, когда тебе никто не показывает этот выход.

Так вот что же сейчас изменилось и как воспользоваться ситуацией, чтобы выиграть, а не проиграть?

Популярные социальные сети.

Когда одна из самых популярных, ныне запрещенных, социальных сетей прекратила свое существование в РФ я, признаюсь, испытала шок. Объяснять, что инста превратилась из конфеты в фантик, приходится практически каждому, с кем я общаюсь на эту тему. Меня уверяют поголовно все, что ВПН - таблетка и разницы ощутимой нет. Как работала, так и работает.

Нет, и еще раз нет!

Ни один бизнес не будет держаться только на подписчиках. Это иллюзия. Сколько бы тысяч, десятков, сотен тысяч подписчиков не было - это не может обеспечить постоянный поток новых клиентов. Новые клиенты это только таргетинговая реклама, которая офигенно работала в инст@граме. Сейчас эта функция заблокирована. Но фотографы продолжают вести эту социальную сеть в надежде, что придет хоть кто-нибудь. Кто-нибудь это не бизнес, бизнес - это стабильность.

Поэтому если есть желание тратить свое время впустую, можно продолжать вести инст@грам. На мой взгляд лучше свои ресурсы направить в более выгодное русло.

Наталья Бочкарева. Фотограф Катя Рашкевич. Стилист Эдгар Мушулов. Платье Пион Дресс
Наталья Бочкарева. Фотограф Катя Рашкевич. Стилист Эдгар Мушулов. Платье Пион Дресс

Лучше переключить свое внимание на ВК, но мне не нравится аудитория этой платформы. Вот аудитория инсты - для меня бомба! Аудитория ВК никогда не «работала» так же хорошо, как в инсте.

Но вести ВК необходимо! И периодически «прощупывать» аудиторию и искать «свою» с помощью таргетинговой рекламы тоже нужно!

Отлично работает Яндекс Директ. И вот тут важно понимать, что фотограф должен уметь не только фотографии красивые делать, но и учиться себя продавать.

За «научиться делать красивые фотки» - огромная очередь. Об этом говорит изобилие краткосрочных курсов, марафонов, воркшопов и тд. А научиться настраивать рекламу, чтобы продать свою услугу - вот тут фотографы почему то не так активны в своих желаниях.

Но ведь все мы знаем, что покупатель найдется на любой товар. Главное уметь его продавать! А вот уметь продавать никто учиться не хочет.

А ведь можно обойтись даже без обучающих курсов! Зарегестрировал рекламную площадку, и сиди разбирайся, пробуй анализируй!

Сайт

Сам по себе сайт ничего принести не может. Но многие думают, что сделав сайт, клиенты повалят, как горячие пирожки из печки. Не-а. Если не продвигать сайт, то будет он, как иголка в стоге сена. Красивый, продающий, но никому не видимый.

Поднять свой сайт в поиске Яндекса практически невозможно. Но вот иметь свой ресурс для того, чтобы на него вели рекламные ссылки с того же Директа - необходимость.

Проект Мисс Диор. Фотограф Катя Рашкевич
Проект Мисс Диор. Фотограф Катя Рашкевич

Нейросети

Вот что бы там кто ни говорил, ИИ не конкурент фотографу. Абсолютно! Меня так уже просто подташнивает от картинок, которыми авторы Дзена стали активно оформлять свои публикации. А уж предположить, что мои клиенты, которые приходили ко мне на фотосессии уйдут от меня к нейросетям….абсурд!

Фотосессия это процесс! Это участие, перевоплощение, удовольствие от вхождения в ту или иную роль! Это эмоции, это приятное ожидание результата. Те, кому интереснее подставить свое лицо в чужую картинку никогда не приходили на Фотосессии. Поэтому считать нейросети конкурентом профессиональной фотографии абсолютно неправильно.

А вот воспользоваться возможностями ИИ для ретуши, цветокоррекции, так это же просто круто! Это и есть прогресс, которого мы всегда ждем. А когда его получаем - пугаемся и начинаем паниковать.

Личное общение

Ничто не работает лучше личного общения с потенциальным клиентом. Не идут новые клиенты - пишите тем, кто уже был! Приглашайте, заманивайте интересными идеями, предложениями.

Ведите базу клиентов, регулярно её используйте. Не забываете делать сезонные и праздничные предложения….да просто поздравляйте своих клиентов с праздниками. Не забывайте о них, как только они получили от вас фотографии. Все мы знаем, что «сарафан» всегда работает, но нам более привычен пассивный сарафан (когда клиент предлагает нас своим друзьям и знакомым). Вот нужно сделать "сарафанное радио" активным, научиться неназойливо и корректно периодически напоминать о себе своим клиентам.

Арт фотосессии под водой. Фотограф Катя Рашкевич
Арт фотосессии под водой. Фотограф Катя Рашкевич

Телефоны заменили фотографов.

Ох. Нет! Не заменили и никогда не заменят! Это как и с нейросетями! Подумайте, нужны ли вам клиенты, которые не видят разницы между мобильной фотографией и профессиональной? Мне нет! Вам, я думаю тоже. Так что радуемся и стараемся повышать свой собственный уровень, чтобы еще сильнее отличаться от шедевров смартфона.

Пожалуйста, ловите пример: Фотосессии в детских садах как были востребованными, так и остаются. И никто ни разу не попытался «сэкономить» и перейти на съемку смартфоном. А это же легко может сделать просто воспитатель!

Время непростое да. Но профессия в порядке и умирать пока не собирается:)

Но вот менять придется много, и адаптироваться к новым условиям тоже придется. Ценообразование, реклама и главное - нужно хотябы пытаться выделяться из огромной массы фотографов. Попытка не пытка. А если есть желание, то все обязательно получится:)