Найти тему

Джек-попрыгунчик и русская банда его последователей

В феврале 1838 г. молодую жительницу Лондона Джейн Олсоп выманил из дома мужчина, назвавшийся полицейским. Когда Джейн вышла на улицу, мужчина грубо накинулся на нее. На крики женщины сбежались люди, а неизвестный, сделав большой прыжок, растворился в темноте. Описывая его судье, Джейн вспомнила, что на голове у незнакомца было что-то вроде шлема, на руках у него были длинные когти, а лицо светилось белым светом.

Случай с Джейн был не первым известным контактом с Джеком-прыгуном - его видели и раньше в Лондоне.

Джек предпочитал нападать на женщин и детей. Цель нападения была непонятна: обычно он пытался утащить жертв в темноту, рвал одежду и просто пугал. Очевидцы утверждали, что у него были светящиеся глаза, ледяные руки с когтями и главное, он высоко прыгал, легко уходя от погони и теряясь в городской застройке.

 Джек на обложке журнала «Ужас за один пенни» (1890 год)
Джек на обложке журнала «Ужас за один пенни» (1890 год)

Истории о Джеке-прыгуне получили такое распространение, что его делом занимались даже на официальном уровне.

Утверждалось, что этого попрыгунчика видели много раз на протяжении еще 60 лет. Его последнее появление состоялось в 1904 году в Ливерпуле, когда прохожие заметили его фигуру на крыше церкви.

Даже если предположить, что Джек-попрыгунчик действительно существовал, можно сделать вывод, что первые нападения совершил некий эксцентричный человек со своеобразным чувством юмора, а уже позднее эту тенденцию подхватили его подражатели. При этом описываемые очевидцами детали вроде огня изо рта и свечения лица можно приписать к любви обывателей мистифицировать образ некоего городского хулигана.

Рисунок первой документированной встречи человека с Джеком в 1837 году из журнала «penny dreadful».
Рисунок первой документированной встречи человека с Джеком в 1837 году из журнала «penny dreadful».

Отечественные попрыгунчики

Известно, что в Санкт-Петербурге с 1918 г. действовали уже не хулиганы-одиночки, а целая банда попрыгунчиков.

Цель отечественных прыгунов была более прозаична и ясна: грабежи.

Нападения чаще всего происходили в темное время суток в районах, прилегающих к Смоленскому и Охтинскому кладбищу. На прохожего неожиданно выскакивало, завывая нечеловеческим голосом, несколько странного вида существ в саванах и светящихся масках. От страха и неожиданности некоторые падали в обморок, а другие просто безропотно отдавали нападавшим все ценное. В заявлениях в полицию все потерпевшие описывали пугающий вид грабителей и особенно их способ передвижения, заявляя, что они прыгали «словно черти».

Организатором этой банды выступал Иван Бальгаузен, опытный уголовник по кличке Ванька живой труп. Один из его подручных умельцев смастерил пружины для ног и за пару недель обучил подельников споро на них передвигаться. Помимо образа прыгающих чертей, это изобретение помогало безопасно перепрыгивать изгороди, заборы и даже выпрыгивать из окон невысоких этажей. Надевать саваны и маски смазанные фосфором (для загадочного свечения в темноте) придумала любовница Ивана - Мария Полевая по кличке Манька Соленая.

-3

К 1920 году число банды «Живых покойников» превысило 20 человек. Были на их счету не только ограбленные, но и убитые. Например, однажды двое мужчин решили дать отпор грабителям и были убиты. Всего же бандой было совершено не менее 100 нападений.

В результате весной 1920 г. было решено ловить преступников «на живца»: оперативников нарядили дорого-богато и отправили гулять около кладбищ, где чаще всего совершались нападения. В конце концов это сработало, и бандиты клюнули на поддельных богачей. Банда была поймана, ее главарь и изобретатель пружин повышенной проходимости расстреляны, а их подельники сосланы в лагеря.

Но даже несмотря на это, в первые послереволюционные годы у банды попрыгунчиков было много подражателей, в том числе и в других городах.

Благодарю за прочтение!

Лайки и подписки нужны каналу как воздух!

Отдельная благодарность всем доброжелательным и неравнодушным!