В истории Якутии есть имя, которое стало символом гения, мудрости и провидения. Этим именем является имя Алексея Елисеевича Кулаковского. Родившись в 1877 году в Якутии, он стал великим писателем, поэтом, философом и просветителем, проложив путь для развития якутской литературы и культуры.
Кулаковский Алексей Елисеевич (на якутском Өксөкүлээх Өлөксөй читается как Ексекюлях Алексей) был многосторонним ученым, чей вклад в различные области знания был безусловно значимым. Он был не только писателем и философом, но и исследователем, который предал особое значение изучению истории и культуры Якутии. Его работы в экономике, социологии, этнографии и мифологии открыли новые горизонты для якутской науки и помогли сохранить и передать богатое наследие этого народа.
Однако наиболее удивительной чертой Кулаковского был его дар провидения. Считалось, что он обладал необычными способностями видеть будущее и понимать скрытые законы вселенной. Это делало его не только великим учёным, но и воспринималось многими якутами как священное дарование. Его предсказания и пророчества поражали людей своей точностью и глубиной.
Одной из ключевых тем его деятельности и жизни была проблема выживания, сохранения и развития якутского народа, которые можно решить при культурном переустройстве жизни народа. В результате скрупулёзного исследования проблемы Алексей Елисеевич Кулаковский пришел к выводу, что в существующих условиях повышение социально-экономического уровня Якутии возможно только при подъеме культуры, духовности народа, т.е. при “культивизации общества”. Реализуя свои замыслы, А.Е. Кулаковский в 1912 г. пишет послание «Якутской интеллигенции», с которым я настоятельно рекомендую ознакомиться каждому, поскольку оно и по сей день остаётся актуальным.
Алексей Елисеевич Кулаковский стал первым, кто провел систематическое исследование якутской литературы, разработал концепции в языкознании, литературоведении и фольклористике, которые стали фундаментом для дальнейшего развития этих областей науки. Он создал новые пути и подходы к пониманию якутской культуры и духовности, открывая перед миром уникальные аспекты якутского народа.
В своих произведениях Кулаковский поднимает вопросы дружбы народов, необходимости просвещения, осуждает царизм, якутских тойонов (представителей господствующей знати или крупных скотоводов у некоторых народов Сибири и Дальнего Востока), бесправие женщин. По масштабности, философскому складу содержания и образности языка вершиной творчества Кулаковского считается поэма «Сон шамана» (на якутском «Ойуун түүлэ»).
Интересно также, что Дому дружбы народов в городе Якутске присвоено имя Алексея Елисеевича Кулаковского. Именно там я по-настоящему познакомился с этим действительно выдающимся человеком. За несколько лет я смог поближе познакомиться с его творчеством и читаю его стихотворения на таджикском и якутском языках. Официального перевода произведений А.Е. Кулаковского на таджикский язык я не встречал, поэтому перевожу самостоятельно, пытаясь передать весь смысл.
Несмотря на своё величие и огромный вклад в различные области знания, Алексей Елисеевич Кулаковский возможно является малоизвестным за пределами Якутии. Его имя и его работы заслуживают гораздо большего признания и изучения, ведь он является не только важным историческим деятелем, но и вдохновением для будущих поколений.