“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Что за поговорка у вас, в земле Израилевой: "Много дней пройдёт, и всякое пророческое видение исчезнет"? Поэтому скажи им — так говорит Господь Бог: "Уничтожу эту поговорку", и не будут уже употреблять такой поговорки у Израиля; но скажи им: "Близки дни и исполнение всякого видения пророческого". Ибо уже не останется втуне никакое видение пророческое, и ни одно предвещание не будет ложным в доме Израилевом. Ибо Я Господь, Я говорю. И слово, которое Я говорю, исполнится и не будет отложено. В ваши дни, мятежный дом, Я изрёк слово и исполню его» — говорит Господь Бог. И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Вот, дом Израилев говорит: "Пророческое видение, которое видел он, сбудется после многих дней, и он пророчествует об отдалённых временах". Поэтому скажи им — так говорит Господь Бог: "Ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется"», — говорит Господь Бог” (Иез. 12:21-28).
Стих 21. У Иезекииля выражение “слово Господа” знаменует начало новой серии наставлений. Начиная отсюда и до 14:11 даётся ряд прорицаний. Они имеют непосредственное отношение к пророчеству. Тейлор говорит:
“Это, наверное, была острая проблема для всех ветхозаветных пророков, особенно таких, как Иеремия и Иезекииль, чью весть слушатели обычно не воспринимали. Противостояние Иеремии и Анании (Иер. 28) является чёткой тому иллюстрацией. Два человека изрекали противоречащие друг другу слова, в обоих случаях исходившие якобы от Господа. Собравшиеся не знали, кто же из них говорил истину. Простое эмпирическое правило, приведённое во Втор. 18:22, — исполнение изречённых слов — было слишком отдалённым делом, чтобы служить непосредственным мерилом, а тест на подлинность, приведённый во Втор. 13:1 и дал., не подходил к данному случаю. В этом противостоянии словесная борьба накалялась до тех пор, пока Иеремия не изрёк пророчество о смерти, которое исполнилось и реабилитировало его. Но такое вряд ли могло случаться всякий раз”.
Стих 22. “Много дней пройдёт, и всякое пророческое видение исчезнет”. Это первая из двух поговорок, к которым Иезекииль обращается особо. Вторая находится в стихе 27. Эта, очевидно распространённая, поговорка отражала скептическое отношение людей к пророчествам, которые они слышали. Слишком часто такие пророчества не исполнялись. Люди слушали пророков, но не видели исполнения их слов. Одна из проблем состояла в том, что они ждали немедленного исполнения (см. Зах. 1:12). Когда предсказанные события не происходили тотчас, они считали, что пророчество не сбылось. Конечным результатом этого было ложное чувство безопасности. Они, по сути, говорили: “Зачем расстраиваться из-за этих пророчеств конца? Мы по-прежнему здесь, и все кажется нормальным — а потому расслабьтесь!” Это ветхозаветная параллель ко 2 Пет. 3:4.
Стих 23. В стихах 23-28 опровергаются две популярные поговорки. Бога оскорбило заявление: “Много дней пройдёт, и всякое пророческое видение исчезнет”. Эта поговорка подвергала сомнению истинность Его слов и подрывала доверие к Его пророкам. И поэтому Он решил уничтожить её. Как? Приблизив исполнение этих видений. “Близки дни”, — говорит Он. Очень скоро люди увидят исполнение этих пророчеств (см. 7:7). Остались не годы, а “дни”. Затем Бог ещё раз подчеркнул, что слово Его “не будет отложено” (ст. 25).
Стих 24. Люди, по сути, говорили: “Иезекииль просто ещё один болтун. Зачем слушать его?” Вообще говоря, слова пророка помещались в две очень нелестные категории, приведённые в стихе 24.
(1) “Видение втуне” [т.е. бесплодное, напрасное, безрезультатное] означает, что либо совсем не было видения (то есть оно выдумано лжепророком), либо это видение послал не Бог.
(2) “Ложное предвещание” означает попытки пророков сделать свои пророчества правдоподобными. Чтобы создать впечатление законности, они используют всяческие ухищрения. (Например, когда Анания разбил ярмо Иеремии в Иер. 28:10 и когда Седекия, сын Хенааны, сделал себе железные рога в 3 Цар. 22:11).
Иерусалим был наводнён лжепророками. У истинных пророков Божьих была трудная задача — бороться с лавиной ежедневных лжепророчеств и лжеучений.
Стих 25. Бог твёрдо и резко сказал: “Я Господь, Я говорю”. Того, кто так говорит, нельзя воспринимать легкомысленно! Всё, что Он говорит, непременно полностью сбудется. От Него не может исходить неточность или полуистина. На этот раз — заверяет их Бог — промедления не будет. В прошлом Бог откладывал суд, чтобы дать людям время покаяться. На этот раз такого не произойдёт. Демонстрация Богом любви и жалости в глазах народа выглядела как неспособность. И снова мы видим аналогию между этим отрывком и 2 Пет. 3 (см. стихи 3-15).
Стихи 26, 27. Затем Бог адресовал Свои слова Иезекиилю, поясняя, что Он собирается делать. Обращаясь к нему, Он приводит вторую поговорку, которую хочет опровергнуть: “Пророческое видение, которое видел он... он пророчествует об отдалённых временах” (ст. 27). Ложное чувство безопасности со стороны народа можно было частично объяснить их верой в то, что, даже если пророчество и сбудется, оно не коснётся их, потому что, когда это произойдёт, они уже давно будут лежать в могиле.
Стих 28. Иезекииль признаёт, что исполнение других пророчеств отсрочивалось, но заверяет, что для его пророчеств отсрочки не будет. Эти люди своими глазами увидят исполнение слов Иезекииля.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД