Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Упражнение на принятие ответственности за свои действия

Предлагаю вашему вниманию упражнение на принятие ответственности за свои действия. Вы можете сделать его самостоятельно. Это может быть небольшим (а может и большим) шагом на пути принятия ответственности за свою жизнь в целом.

Часто мы делаем что-то машинально, и продолжаем делать это даже испытывая дискомфорт. Мимоходом задумываясь о причинах происходящего, мы определенно можем сказать, что в этом виноват «Иван Иванович», в этом «Мария Петровна» и еще куча других персонажей.

Однако все наши поступки так или иначе являются следствием нашего собственного выбора. Но за свой выбор нужно нести ответственность, что не всегда бывает легко. Поэтому иногда проще обвинить кого-то или что-то в происходящем в нашей жизни, найти тысячу весомых причин почему получается так.

Когда же мы обозначаем то, что происходит в нашей жизни в контексте «я делаю это сам», у нас появляется новый взгляд на ситуацию.

Данное упражнение поможет вам взглянуть на некоторые ситуации вашей жизни под другим углом.

Упражнение:

  1. Выберете одну из своих жизненных ситуаций, которая требует решения.
  2. Составьте два списка причин, которые затрудняют решение этой ситуации: внешние причины (те, которые не зависят от вас) и внутренние (ваши чувства, желания и т.д.).
  3. После составления этого списка переформулируйте ваши внешние причины таким образом, чтобы они начинались со слова «Я». А внутренние причины со слов «Мне необходимо».

Например:

Я хочу выучить английский язык, но все не получается.

Внешние причины (не зависит от меня)

Внутренние причины

(мои чувства, желания и т.п.)

Мне не хватает времени. Слишком много задач в жизни – работа, дом, дети, спорт и т.д.

Из-за того, что редко занимаюсь, забываю, что недавно прошел. Обвиняю себя за медленный прогресс.

Снижается мотивация.

Переформулировка:

Внешние причины (не зависит от меня)

Переформулировка («Я…..»)

Внутренние причины

(мои чувства, желания и т.п.)

Переформулировка («Мне необходимо…..»)

Мне не хватает времени. Слишком много задач в жизни – работа, дом, дети, спорт и т.д.

Я выбираю более важные для меня дела в течение дня и вечером. Мой день расписан по минутам. В редкие свободные моменты я предпочитаю просто отдохнуть.

Из-за того, что редко занимаюсь, забываю, что недавно прошел. Обвиняю себя за медленный прогресс.

Снижается мотивация.

Мне необходимо понять действительно ли выучить язык для меня так важно? Если да, то мне следует пересмотреть приоритеты дел в своей жизни, возможно от чего-то отказаться и выделить четко определенное время ля занятий.

Приведу еще пару примеров:

Я обижаюсь на мужа, за то, что не помогает по дому.

Внешние причины (не зависит от меня)

Переформулировка («Я…..»)

Внутренние причины

(мои чувства, желания и т.п.)

Переформулировка («Мне необходимо…..»)

Он ничего не делает по дому, только мусорит. Я не могу его заставить делать домашние дела.

Я считаю, что муж должен принимать участие в домашних делах.

Мне обидно, что он так себя ведет. Мне тяжело в одиночку после работы заниматься всеми домашними делами. Я ужасно устала.

Мне необходимо обсудить с мужем данный вопрос и разделить ответственность за ведение совместного быта.

Нахожусь в выматывающих отношениях и не знаю, что делать.

Внешние причины (не зависит от меня)

Переформулировка («Я…..»)

Внутренние причины

(мои чувства, желания и т.п.)

Переформулировка («Мне необходимо…..»)

Мой мужчина ведет себя по отношению ко мне отвратительно – обесценивает, грубит, не обращает внимания на мои чувства. Но иногда он лучший мужчина на свете – заботливый, надежный, сильный и т.д. Разговоры на эту тему не помогают, ничего не меняется. Его все устраивает.

Я вижу, что наши отношения – эмоциональные качели. И я добровольно участвую в этом.

Мне очень хорошо с ним, когда нормально себя ведет. Обидно и больно, когда по-другому. Я постоянно нахожусь в подвешенном, неопределенном состоянии. Нет уверенности в завтрашнем дне.

Мне необходимо определиться, устраивают ли меня такие отношения и дать себе честный ответ действительно ли это то, что мне нужно. Исходя из этого думать, как строить наше взаимодействие дальше.

Проследите за своим состоянием. Что изменилось после переформулирования? Что вы чувствуете, когда перечитываете ваши причины в новой формулировке?

Буду рада, если это упражнение оказалось для вас полезным.

Приведенное упражнение описано в книге Нины Рубштейн «Тренинг управления эмоциями».

Если вам потребуется помощь в формулировках, обращайтесь на онлайн-консультацию. Пишите в WhatsApp или Telegram +7-911-287-60-80.

Автор: Васильева Екатерина Николаевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru