8,5K подписчиков

Дом, который на самом деле переехал, или как двигали дома в Москве. Саввинское подворье.

627 прочитали

Большинство из тех, кто ходил в школу в советское время, помнят стихотворения Агнии Барто. Было среди них и стихотворение с названием "Дом переехал". Мальчик там приезжает домой и не находит свой дом:

"Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
— Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом,
И найдёте этот дом.

Сёма шепчет со слезами:
— Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
— Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела."

Иллюстрация к стихотворению Агнии Барто "Дом переехал".
Иллюстрация к стихотворению Агнии Барто "Дом переехал".

Стихотворение это основано на реальных событиях! У дома, который описан в нём, был реальный прототип. Это дом, который сегодня находится по адресу "Москва, улица Серафимовича, 5/16", прямо у Большого Каменного моста.
Сталинский Генплан развития Москвы расширял многие трассы и мосты столицы. Старый Большой Каменный мост был красив, но он был узким, и уже не справлялся с потоком транспорта. Дом, описанный в стихотворении Барто, мешал строительству нового Большого Каменного моста, и его решили передвинуть в сторону.
После постройки старый мост снесли. Осталась напоминанием о нём лишь самая короткая улица центра Москвы Ленивка — именно она вела к прежнему Большому Каменному мосту.

Старый Большой Каменный мост, фото ок. 1860 года.
Старый Большой Каменный мост, фото ок. 1860 года.

Что примечательно — во время передвижки дома жильцы продолжали жить в своих квартирах и пользоваться всеми коммуникациями, которые были подключены к дому гибкими временными кабелями.
Жители говорили, что в одной из квартир при переезде дома осталась нетронутой даже детская пирамидка из кубиков! Подобный переезд был даже отражён в фильме "Новая Москва" 1938 года:

В 1936 году в СССР для того, чтобы заниматься передвижением зданий на научной основе, открыли специальную организацию — «Трест по передвижке и разборке зданий». Работой там руководил крупнейший советский специалист по передвижке и выпрямлению зданий Эммануил Гендель. На его счету были такие операции, как выпрямление минаретов в Самарканде и колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах. Также он участвовал в строительстве первой линии московского метро, для которой тоже перемещали ряд строений.

Но этот дом был далеко не единственным, который передвигали в Москве в 1930-е годы! И даже не самым крупным. Среди европейских городов Москва занимает первое место по количеству перемещенных зданий: за 20 век в городе переехали около 70 зданий! Самые известные из тех, что двигали в 30-е годы, в основном связаны с расширением Тверской улицы (в те годы — улицы Горького): это бывший дом генерал-губернатора (нынешняя мэрия Москвы) на Тверской, глазная больница в Мамоновском переулке и Саввинское подворье. О последнем и пойдёт речь далее.

Когда вы сегодня прогуливаетесь по Тверской, вы в основном видите сталинский ансамбль домов, построенный в 1938-1940-х годах после расширения улицы согласно новому Генплану тех лет. Но если заглянуть в арки этих домов и посмотреть, что находится во дворах, то там обнаружится немало интересного! Так, заглянув в арку дома номер 6 по Тверской, вы увидите там.. русский терем:

Вид в арку доме 6 по Тверской.
Вид в арку доме 6 по Тверской.

Зайдя же в арку, вы увидите здание необычайной красоты:

Центральная часть здания напротив арки особенно эффектна:

Она покрыта переливающейся плиткой, характерной для стиля модерн, а над окнами выложены красочные панно:

Саввинское подворье.
Саввинское подворье.

Вот ещё некоторые детали оформления фасада:

У центрального входа нашли и открыли старую историческую плитку с маркировкой производителя:

Саввинское подворье. Плитка.
Саввинское подворье. Плитка.

Здание стоит настолько близко к той сталинке, через арку которой мы вошли, что для того, чтобы сфотографировать здание целиком, надо отойти изрядно в сторону:

Тут видно, что оно буквально зажато соседними домами.

Но когда-то это было не так! Здание выходило своим фасадом прямо на Тверскую, тут оно чётко видно справа вдоль Тверской:

Вид на Тверскую улицу от Камергерского переулка в сторону от центра, фото начала 20 века.
Вид на Тверскую улицу от Камергерского переулка в сторону от центра, фото начала 20 века.

А ещё раньше на этом месте находился Воскресенский монастырь «у золотой решётки.. с кладбищем при нём...», который в 1650 г. был приписан Саввино-Сторожевскому монастырю.
Монастырь был снесён в 1900 году. Властям города поступило прошение епископа Можайского Парфения «о сломке ряда существующих строений», и просьба «произвести постройку 5-этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором».
Для возведения нового здания пригласили архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова, известного в основном по его работам в неорусском и неоклассическом стилях (впрочем, И. С. Кузнецов был востребован и при советской власти, и строил даже в стиле сталинского ампира — к примеру,
прекрасный санаторий им. Орждоникидзе в Сочи).
Но здание Саввинского подворья стало его "визитной карточкой". Построено оно в 1905-1907 годах в неорусском стиле с элементами стиля модерн и барокко. Во время работы над зданием Кузнецов активно сотрудничал с Абрамцевской гончарной мануфактурой — абрамцевские изразцы видны много где на фасаде здания (листайте галерею):

Саввинское подворье строилось как московский доходный дом звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря на месте старого подворья звенигородцев. В здании размещались различные конторы, гостиница и Саввинское архиерейское представительство (подворье). Здесь останавливалась и братия монастыря, когда приезжала по делам в Москву. Между изразцами над аркой во двор подворья, вероятно, была когда-то икона, заменённая в советское время на другую "икону":

Саввинское подворье. Советская "икона".
Саввинское подворье. Советская "икона".

Башенки по краям здания стоит рассмотреть отдельно:

Саввинское подворье.
Саввинское подворье.

Верхняя часть местами похожа чем-то на венецианские кампанилы:

А окошко оформлено как окно сказочного русского терема:

Саввинское подворье.
Саввинское подворье.

Но это только фасад! А ведь здание комплекс подворья фактически состоит из нескольких зданий с огромным внутренним двором. Давайте же зайдём в его двор!

Зайдя во двор, мы видим, что здания там тоже украшены -- но уже в барочном стиле:

Саввинское подворье. Двор.
Саввинское подворье. Двор.

Если посмотреть наверх, то двор выглядит прямо как питерский двор-колодец:

Саввинское подворье. Двор.
Саввинское подворье. Двор.

Лестничные пролёты оформлены необычной формы окнами, характерными для стиля модерн:

Саввинское подворье. Двор.
Саввинское подворье. Двор.

И в целом двор тоже состоит из двух частей. Во второй части тоже видны необычные окна лестничных пролётов:

Саввинское подворье. Двор.
Саввинское подворье. Двор.

В глубине второго двора до революции стояли два каменных строения для церковных служб. На втором этаже одного из них была домовая церковь во имя Саввы Сторожевского. Ныне же во дворе сохранился старый советский почтовый ящик (правда, закрашенный весь) и котик с рыбкой авторства художника с псевдонимом Jiminy Lummox:

Почтовый ящик и котик с рыбкой.
Почтовый ящик и котик с рыбкой.

Хотя нынешние жители, видимо, не очень рады гостям:

Мои правила.
Мои правила.

Сегодня часть помещений дома снова относятся к Московскому патриархату.

Также во дворе дома сохранилось много оригинальных стеклоблоков "Фальконье", правда, не в самом лучшем состоянии:

Саввинское подворье. Блоки Фальконье.
Саввинское подворье. Блоки Фальконье.

Подобные стеклоблоки давали дополнительный свет в помещения, а также интересные световые эффекты. Здесь можете посмотреть, как оно работает в идеале:

В Саввинском подворье зарождался российский синематограф.
В 1908 году часть помещений сняла для себя известная кинокомпания «Торговый дом Ханжонкова и Ко». Рядом же располагались и конторы его конкурентов: прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», по соседству – прокатная контора Осипова, контора общества «Гомон». В квартире 23 – прокатное отделение французской фирмы «Эклер», в квартире 37 – прокатная контора «Наполеон», принадлежавшая владельцу одноимённого кинотеатра.

Ханжонков даже устроил во внутреннем дворе полноценный кинопавильон и занялся собственным производством отечественных художественных и документальных картин. Для этого потребовалось разрешение архиерея, который в нём сначала отказал.
Тогда «синематографист» заманил архиерея на сеанс, предназначенный для детской программы «Нил ночью» (и другие видовые фильмы), после чего тот, потрясённый эффектом кино, дал добро. Павильон был покрыт прозрачной крышей, и представлял собой гигантскую теплицу, в которой совершенно невозможно было работать летом.
Поэтому летом фильмы снимались на природе, в Кунцево, а в холодное время года съёмки переезжали в помещение.
Но через несколько лет эта «киностудия» Ханжонкова сгорела.

В годы Первой мировой в квартире №1 Саввинского подворья, где размещалась прежде контора Ханжонкова, появилось московское отделение Скобелевского комитета (созданного правительством пропагандистского органа, получившего монополию на съемки фронтовой хроники), а рядом – фирма «Кинолента».

В советское время квартиры в этом доме "уплотнили" в коммуналки, а позже, когда улицу Горького решили расширять, жители этих коммуналок написали письмо Булганину в Моссовет с просьбой не сносить их дом.

Письмо попало к первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б) Никите Хрущёву, и он дал "добро". Существует даже московская легенда, что Хрущёву приснился сон, в котором ему явился старец Савва и просил оставить обитель в целости, обещав Никите Сергеевичу удачу и успех в его политической карьере, что, якобы, и решило вопрос о сохранении здания подворья в существующем сейчас виде.
Кто знает.. но одной из реальных причин передвижения этого здания была тогдашняя негласная конкуренция с США, кто может сделать что-либо самое крупное в мире. В США к середине 1930-х самым большим перемещённым зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая 11 тысяч тонн. А вес подворья составлял около 23 тысяч тонн! Нужно было "утереть нос проклятым капиталистам".

Дом было решено передвигать прямо вместе с жителями.
Для передвигаемого здания строили новый фундамент в том месте, куда оно должно было переехать, затем укладывали специальные стальные рельсы от здания до нового фундамента. Здание подрезали снизу, отделяли от фундамента и подводили под сооружение металлическую раму. На этой раме по металлическим каткам здание переезжало на новое место с помощью электролебёдок или гидравлических домкратов.

Жильцы волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Однако им специально, как позже вспоминал инженер Эммануил Гендель, указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 в 2 часа 3 минуты 20-тонная лебёдка плавно сняла дом с фундамента, и дом поехал по рельсам на 2100 катках на новое место.

Процесс переезда здания Саввинского подворья.
Процесс переезда здания Саввинского подворья.

Все инженерные коммуникации дома работали, поскольку заранее были подключены к дому гибкими временными кабелями. Здание Саввинского подворья передвигалось очень медленно и плавно, и говорят, что многие жильцы узнали об этом переезде лишь утром. Хотя мне лично не очень верится в то, что они не ощущали движения. Вон, даже на фото видно, что окна в доме горят!
Тем не менее, переезд гигантского здания вместе с жителями завершился успешно, а СССР в очередной раз в чём-то опередил США!
В итоге здание, выходившее окнами на Тверскую и числившееся ранее под номером 24, оказалось во дворе и стало домом номер 6/6.
А мы благодаря этому переезду имеем до сих пор возможность лицезреть это прекрасное здание вживую, что я вам и рекомендую сделать!

После 1950-х годов дома двигать в Москве, к сожалению, почти перестали: стали просто сносить и строить новые. Но были и два более поздние примера передвижения домов. Так, в 1979 передвинули вбок по подобной технологии прекрасный особняк Сытина также на улице Горького (Тверской):

Переезд дома Сытина.
Переезд дома Сытина.

А последним в 20 веке перемещением зданий в Москве стала реконструкция МХАТа им. Чехова в 1983 году. Здание разрезали на две части: в одной осталась сцена, во второй — зрительный зал. Сценическую коробку отодвинули на 20 метров, в образовавшемся пространстве построили новую часть здания, что позволило усовершенствовать технику сцены.

Пока лето — могу показать вам вживую много другого интересного в городе, что спрятано от глаз, на моих пешеходных экскурсиях.
Описания экскурсий — чуть ниже и
здесь.

#история #архитектура #другаямосква #москва #тверская #экскурсии #саввинскоеподворье #экскурсиипомоскве #домпереехал #стройкиссср #ссср

=================================================

Авторская экскурсия по Ивановской горке. "Москва живая и настоящая. От трущоб Хитровки до современных арт-пространств."
Dr. Moskauer27 апреля 2023
Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022
Авторская экскурсия "Таганка, Швивая горка и Москва масонская".
Dr. Moskauer20 августа 2022
Московская эклектика: гостиница "Националь", её история и интерьеры.
Dr. Moskauer18 декабря 2022
Дореволюционная "ВДНХ" в Москве на Ходынском поле.
Dr. Moskauer8 мая 2023