Найти тему

КРУГЛЫЙ СТОЛ С УЭСИБОЙ КИССЁМАРУ И ИНОСТРАННЫМИ УЧЕНИКАМИ

Кристиан Тиссье, который провел значительное время, обучаясь в Айкикай Хомбу Додзё, однажды сказал мне, что занимая должность секретаря додзё (1), отвечающего за иностранцев, он время от времени организовывал встречи между Уэсибой Киссёмару Досю и некоторыми иностранцами из Хомбу Додзё. Недавно я наткнулся на статью, которая была опубликована одновременно в японской и английской версиях газеты «Айкикай». Я нашел её очень интересной, поскольку она представляет собой ценную запись одной из таких встреч, которая проводилась в доме Досю.

-2

Прошло шесть лет с тех пор, как ушел из жизни О-сэнсэй. Мастера больше нет с нами, но айкидо продолжает распространяться и развиваться не только в Японии, но и во всем мире. 26 апреля, в день, когда шесть лет назад скончался О-сэнсэй, несколько иностранных учеников, в настоящее время практикующих в Хомбу Додзё, были приглашены в резиденцию Досю («хранитель пути»), чтобы рассказать о развитии айкидо в каждой из своих стран. Несмотря на различия в языках и обычаях, восемь учеников, каждый из которых был из другой страны, чувствовали, что благодаря айкидо они едины умом и духом. Студентами были: Ричард Х. Вудворт, сёдан (США), Кристиан Тиссье, сандан, (Франция), Лейф Нильсон, сёдан (Дания), Пер Винтер, сёдан (Норвегия), Хуан М. Ривера (Испания), Мигель Карлос Теушер, сёдан (Аргентина), Кеннет Г. Э. Коттье, сандан (Англия), Био Габриэль, сёдан (Ливан).

Досю: Мистер Коттье, вы преподавали айкидо в Гонконге, не так ли? Я помню, что вы были там во время моего визита в Юго-Восточную Азию два года назад.

Коттье: Для Гонконга было очень большой честью пригласить Досю посетить нас. В Гонконге существует много боевых искусств, и между многими из них существуют разногласия. Я очень рад, что в Гонконге есть только одна школа айкидо, и это айкидо О-сэнсэя.

Досю: Мистер Тиссье, вы начали заниматься айкидо во Франции. Откуда в Японии столько французов?

Тиссье: Мы все друзья, и когда мы собираемся вместе, мы говорим о тренировках, Японии и Хомбу Додзё. Таким образом, молва распространяется повсюду.

Досю: Мистер Винтер, я так понимаю, вы также изучаете йогу. Существует ли духовная связь между йогой и айкидо?

Винтер: Я думаю, что да. Изучая йогу, я начинаю понимать айкидо. Я считаю, что ки в айкидо - это то же самое, что и энергия в йоге.

Досю: Мистер Вудворт, вы начали заниматься айкидо в Японии?

Вудворт: Я начал заниматься айкидо в Штатах. Что впечатлило меня больше всего, так это тот факт, что, не используя силу, можно применить технику. Я был очень удивлен. Постепенно мой интерес возрастал, и в конце концов я приехал в Японию. На моём нынешнем уровне я ничего не могу сказать о духовной стороне айкидо, но в повседневной практике я всегда узнаю что-то новое.

Ривера: О-сэнсэй иногда читал лекции, вы тоже читаете лекции?

Досю: Я сам не часто этим занимаюсь, но если меня спросят, высказываю несколько замечаний. Однако для людей, которые приходят сюда практиковать, такие вещи непригодны. Поэтому я даю демонстрацию, и мы все практикуемся вместе. Что касается лекции, я предпочитаю делать это отдельно, а не во время практики.

Думать об айкидо только как о технике - ошибка. То же самое относится к дзюдо, кэндо, каратэ. Все они имеют духовный аспект. Если в айкидо есть что-то, ради чего, по вашему мнению, стоит заниматься, тогда я счастлив.

Вудворт: В айкидо, практикуемом в Соединенных Штатах, больше используют силу плеч. Даже люди, которые серьезно практикуют. Я чувствую, что это сильно отличается от здешней практики. Я не знаю почему, возможно, это связано с разницей в силе и гибкости ног.

Начиная слева: Мигель Карлос Теушер, Хуан М. Ривера, Пер Винтер, Кристиан Тиссье, Ричард Х. Вудворт, Лейф Лингард Нильсен, Досю, Кеннет Г. Э. Коттье, Био Габриэль (не видно).
Начиная слева: Мигель Карлос Теушер, Хуан М. Ривера, Пер Винтер, Кристиан Тиссье, Ричард Х. Вудворт, Лейф Лингард Нильсен, Досю, Кеннет Г. Э. Коттье, Био Габриэль (не видно).

Досю: Даже в Японии людей, практикующих этот путь, стало много. Чтобы они ни делали, это всё проявление силы. Они концентрируются на столкновении, когда на самом деле им следует дружелюбно встретить. До (2) - это не то, что можно сделать только тогда, когда вы молоды, но и когда вы стары. Скорее всего, если вы стары и решили заниматься айкидо в течение года, вы достигните прогресса. Если этого не случиться, то это не истинное До.

Габриэль: Если кто-то делает все движение правильно, вы всё равно обнаружите, что чего-то не хватает. Например, никкё. Учитель показывает мне, как сделать полное движение. Я делаю его, но в моей технике чего-то не хватает, потому что она не работает на учителе. Это то духовное, о чем говорят в Айкидо.

Досю: Если человек не занимается серьёзно регулярно, то он не сможет постичь глубины айкидо. Это касается всех До. Айкидо - это не то, чему можно научиться только слушая. Если бы это было так, мы бы все стали опытными за один день. Причина, по которой техника не сработала на инструкторе, заключается в том, что он занимается айкидо уже почти двадцать лет.

Коттье: Если вы посмотрите, как сёдан (первый дан) выполняет иккё, как нидан выполняет иккё, и сандан тоже выполняет её, то все они делают одно и то же, но у всех есть различия в способах.

Досю: Да, а что касается меня, я не знаю, сколько тысяч раз я делал сихо нагэ. И ни разу я не почувствовал: «Ах, это был хороший бросок». Скорее, это было сделано в духе мусин (3).

Коттье: Одно время я обучал молодого парня, и он неправильно выполнял технику. Я говорил ему: «Нет, нет. Ты слишком напряжен, твои плечи все еще слишком напряжены». И вместо того, чтобы становилось лучше, он делал только хуже. Наконец я сказал: «Да, теперь ты понял», хотя это было то же самое, и он действительно стал делать лучше.

Ривера: Конечно, это самосознание. Вы обращаете внимание на себя, а не на технику. Есть один момент, когда вы впадаете в уныние, когда вы ничего не можете сделать, тогда вы говорите: «Я ничего не могу сделать. Поскольку я ничего не могу сделать, давайте попробуем это». Но мы всегда стараемся улучшить себя, и в момент, когда мы не можем, мы расслабляемся. Уровень сознания меняется, и наша практика совершенствуется.

Коттье: Есть ещё один пример: это настоящая история, парень ждал кого-то в вестибюле отеля, и у него была назначена другая встреча. Он огляделся и сказал: «Я должен уйти», повернулся и выбежал. Там была стеклянная дверь, и он прошел прямо через неё. Она была полностью разбита. Если бы мы сказали ему пробежать через эту дверь, он бы этого не сделал. Но, не имея намерения пробежать через дверь, он сделал это.

Досю: Есть юрист, который регулярно приезжает сюда на практику. Он человек логики и рассуждений. Он всегда спрашивает: «В соответствии с каким законом выполняется это движение» или «Каков принцип, лежащий в основе этой техники?». Всегда быстро задает вопросы. Никто никогда не становился искусным, задавая подобные вопросы. Он не способен выполнять какую-либо технику. Айкидо - это обучение через действие, гё (4), не так ли? Поэтому, если вы думаете об этом, вы должны сначала практиковать, затем стать му (5) и честно заниматься искусством. Если вы будете думать об этом, вы не сможете сделать ничего великолепного. Это мусин, это должно быть сделано в одно мгновение — человек не может сделать это сознательно или что-то в этом роде. Это просто делается в одно мгновение. В этом нет никакой логики или рассуждений.

Коттье: Как вы думаете, некоторые иностранцы слишком глубоко задумываются об айкидо? Я думаю, что некоторые иностранцы чрезмерно анализируют айкидо вместо того, чтобы продолжать практику.

Досю: Я сам не особенно задумывался о практике иностранцев. Некоторые иностранные ученики наблюдают за техникой определенного человека, затем приступают к её анализу и только имитируют то, что делает кто-то другой. Такие люди никогда не будут прогрессировать. Ваша собственная техника не проявит себя. Все люди разные, посмотрите на все эти разные лица. Истина, лежащая в основе айкидо, всё та же, но из неё вытекают разные стили. Следовательно, из вас, мистер Коттье, должно получиться айкидо Кена Коттье, из мистера Тиссье должно получиться айкидо Кристиана Тиссье и так далее. Если вы наблюдаете за учителем и замечаете, что его рука двигается определенным образом, или его ноги двигаются таким образом, и копируете то, что он делает, это бесполезно. Вы не продвинетесь вперёд, если будете строго копировать чью-то форму. Вы должны сделать это частью себя — и из вас самих должно родиться айкидо.

Ривера: Должен ли человек практиковать со многими или только с одним учителем?

Досю: Вначале человек должен подражать своему учителю, и когда он сможет хорошо подражать, тогда он сможет развивать своё собственное айкидо. Это очень важно. Это не значит, что для этого любой учитель подходит. Есть учителя, с которыми вы будете совместимы, а с другими нет. Если вы не соответствуете своему учителю, ваше собственное развитие будет затруднено.

Примечания:

  1. 道場幹事 - Секретарь додзё (Додзё кандзи)
  2. 道 – Путь (До)
  3. 無心 – «Без ума» (Мусин) - это психическое состояние, которое пытаются достичь медитирующие в дзэн и даосизме, а также практики боевых искусств. Его также практикуют во время повседневной деятельности.
  4. 行 - Линия, ряд (Гё)
  5. 無 - Отрицание (Му)

GUILLAUME ERARD. ROUNDTABLE DISCUSSION WITH DOSHU AND STUDENTS FROM ABROAD

ПЕРЕВОДЫ КНИГИ И ВИДЕО ПО ЯПОНСКИМ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ

-4