Найти тему

Вдохновение по требованию. Гайд для творческих зануд. Часть 3.

Третья часть публикации о ментальных техниках для творческих людей. Ссылки на предыдущие части:

«Вдохновение по требованию. Часть 1»
«
Вдохновение по требованию. Часть 2».

----------------------------------------------------------------------------------------

Выходим на финишную прямую. Соберём все части в одно целое и посмотрим, как работает система для получения качественно новых идей в творческом процессе — как я это понимаю. Алгоритм действий такой:

1. Ставим задачу
2. Определяем условия
3. Погружаемся в тему (используем
метод аналогии)
4. Генерируем идеи (используем коллективный
метод мозгового штурма или индивидуальный метод Уолта Диснея)
5. Оцениваем и отбираем варианты (с помощью
метода Уолта Диснея)
6. Воплощаем

Теперь подробнее и по порядку.

1. Ставим задачу

С задачей всё просто, это классика. Задачу ставим исходя из того, что хотим получить в итоге. Замечательно, если описание будет чётким. Не просто «сделать дизайн», например. Лучше так: «разработать визуальную концепцию, которая будет отражать «чемоданное настроение» путешествий, а также живую и весёлую динамику заданной темы». Это как с покупкой девайса. Вы говорите себе: хочу такую-то конкретную модель с определёнными характеристиками — столько-то гигабайт оперативки «на борту» и прочее и прочее. Принцип такой же. Всё упрощается, если у вас есть творческое задание (ТЗ) от клиента или руководителя проекта. В ином случае пишите ТЗ самому себе, но по правилу, озвученному выше.

2. Определяем условия

Условия задачи напрашиваются из предыдущего пункта. Правильно поставили задачу — получили верные критерии, которым должен соответствовать финальный результат. Мы просто детализируем требования. Можно построить визуальное «дерево» из условий — они будут фильтром для разработки идеи. Продолжу пример с дизайном для «чемоданного настроения». Уже можно определить требования к графическому оформлению, оно должно быть:

— энергичным/динамичным;
— бодрым;
— ярким;
— в меру экспрессивным;
— ассоциировать визуальный ряд с тематикой путешествий;
— отражать «туристические мотивы»

На этой стадии я стараюсь не писать лишнего, только по сути — мне не нужны условия задачи просто ради количества. И уже пора определить цветовую гамму. Это важный момент. На него стоит потратить время.

3. Погружаемся в тему и вдохновляемся

Психологи утверждают: невозможно придумать что-либо на пустом месте. Кибернетики говорят ещё конкретнее: если на входе «мусор», то бессмысленно ожидать на выходе нечто иное. Относительно графического дизайна можно сказать так: пользуясь старыми концепциями, непросто придумать новую оригинальную идею. Замечательно, когда результат в чём-то качественно отличается от всего прочего, придуманного ранее. Неплохо, если получается новый синтез уже существующих идей. В любом случае, мы можем использовать коллективный разум, брать чьи-то выдающиеся наработки за основу для своего творчества. Вспомните Исаака Ньютона и его знаменитое: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах титанов». Чтобы свои собственные творения всё же отличались от достижений «титанов», давайте применять чужие идеи исключительно для вдохновения, а не для воровства. Просто найдите то, что вызывает у вас восхищение, соберите коллекцию из подобных решений (у художников и дизайнеров подобная «коллекция» именуется «референсами») и начните создавать свой собственный прототип. Очень важно держать разум открытым для внешних идей, не замыкаться только на своём личном опыте.

Конечно же, без «искусственного интеллекта» (генеративных нейронных сетей с обучением) нам уже не обойтись! С развитием новых технологий всё становится гораздо быстрее и проще. Механизм работы ИИ, основанный на комплексном обобщении результатов «коллективного разума» и способности выдавать концентрированный результат немедленно, поможет нам получить искомое с ещё меньшими усилиями. Я не сомневаюсь, что вы уже осваиваете новые перспективы. О взаимодействии дизайнера с ИИ — в одной из следующих публикаций.

Так — в общих чертах — работает стадия погружения в тему. Например, в знаменитой студии Pixar к вдохновению относятся предельно серьёзно. Судите сами. В процессе создания известного мультфильма «В поисках Немо» художники и аниматоры изучали реальную жизнь морских обитателей, в буквальном смысле погружаясь в атмосферу будущего фильма — с аквалангами на океаническое дно. Результат известен: «В поисках Немо» стал вторым фильмом по величине кассовых сборов в 2003 году. Формулируем принцип: погрузитесь в тему настолько глубоко, насколько это возможно.

4. Генерируем идеи

Самый ответственный момент, но не обязательно самый сложный — генерация идей. Он изложен в первой фазе метода Уолта Диснея. Здесь важно довериться своей интуиции, запастись терпением, удерживать фокус внимания и направление движения к цели. На этом этапе любые ответы верны. Или, говоря иначе, неправильных ответов нет. Фантазируйте, «сходите с ума» (в хорошем смысле) без ограничений. Ваш внутренний творец должен получить свободу и реализовать весь свой потенциал. Забудьте о правилах и о том, что «хорошо» или «плохо» (конечно же, только в рамках вашей задачи). Если вы достаточно глубоко погрузились в тему на предыдущем этапе, то теперь нужно зажечь собранную информацию искрой вдохновения «бесбашенного» фантазёра. Нужно уйти «с головой» в процесс и прочувствовать его изнутри, слиться с ним в одно целое. Уверен — конечный результат будет вашим собственным, оригинальным.

Фотограф Tangerine Newt / Агентство Unsplash
Фотограф Tangerine Newt / Агентство Unsplash

Несколько слов о творческом ступоре. Конечно же, бывает и такое. Когда идеи не спешат «засветиться» в воображении, я придерживаюсь правила перехода количества в качество. Нужно проделать заранее неизвестный объём работы и накопить некоторую «критическую массу» для запуска «цепной реакции». В итоге всё равно получается несколько рабочих версий. Скорость достижения результата и его качество зависят от настойчивости, опыта и знаний. С настойчивостью всегда можно разобраться, опыт и знания — занять у других или накопить самому. Например, в книге «Ловушки мышления» братьев Дэна и Чипа Хиз, содержится множество методик, помогающих преодолеть инерцию мышления и получить желаемый результат с более эффективным приложением своего интеллекта.

Результат наглядного представления структуры / спектра интеллекта в приложении XMind
Результат наглядного представления структуры / спектра интеллекта в приложении XMind

Можно упростить себе работу — спасибо разработчикам программ. Я пользуюсь удобным и бесплатным приложением XMind. Его нетрудно освоить даже начинающему пользователю. Метод, который лёг в основу системы XMind называется «Ментальными картами» («Mind Maps»). Сам принцип ментальных карт используется давно. Усовершенствовал и популяризировал его психолог Тони Бьюзен. С точки зрения психологии мыслительных процессов, вы быстрее и качественнее разберётесь с абстрактными образами в своей голове, если создадите из них логически оформленный зрительный аналог. Скачайте бесплатную версию XMind и попробуйте её в работе. Уверен, программа будет достойна вашего внимания.

5. Выбираем рабочий вариант

Получив список идей, приступаем к его качественной оценке. Это вторая фаза метода Уолта Диснея. Каждую идею проверяем, соответствует ли она нашим условиям. Находим слабые места в придуманных вариантах, сравниваем их между собой, выбираем лучший. При необходимости, дорабатываем. Если ваш проект клиентский, то после создания эскизов или прототипов эту часть работы за вас выполнит сам заказчик. Обычно, участие художника или дизайнера сводится к тому, чтобы внести правки в выбранный заказчиком вариант.

Фотограф Kristin Brown / Агентство Unsplash
Фотограф Kristin Brown / Агентство Unsplash


6. Воплощаем

Ну, а теперь настало время для воплощения! Открываем любимые программы и делаем этот мир лучше и совершенней — материализуем свою идею. Желаю вам по-настоящему творческих решений в работе! Предлагаю оценить статью и выразить своё отношение к творческим техникам в комментариях. Спасибо за внимание.

(Авторский текст, создан без использования технологий генеративных нейросетей)

Авторские права на изображения:
Tangerine Newt - Unsplash | Kristin Brown - Unsplash