Найти тему

Завод ГАЗ и откуда пошла фраза "работать, как стахановец".

Оглавление

Ну, что, продолжим нашу прогулку по нижнему Новгороду? Только сегодня я предлагаю немного отъехать от исторического центра и посетить одно из градообразующих предприятий - Горьковский Автомобильный Завод.

Ну, кто не знает о продукции ГАЗ? 🔽
Автомобили скорой помощи, самосвалы, эвакуаторы и ГАЗельки, автомобили Волга, Победа, и Чайка, а знаменитая "полуторка"? Та самая, которая спасла сотни тысяч жизней во время Великой Отечественной войны.

Снимать в цехах нельзя, а так как мы законопослушные туристы, то, к сожалению, фотографий с конвейеров нет... Зато есть впечатления!

Итак, Горьковский Автомобильный Завод был открыт в 1932 году и тогда он носил название Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова.

Памятная табличка на территории завода. Здание "кузнечного корпуса".
Памятная табличка на территории завода. Здание "кузнечного корпуса".

Экскурсия начинается во Дворце культуры ГАЗ, группа сборная, цена экскурсии 1200 руб/чел.

ГАЗ - АА. "Полуторка" у проходной (воооон там, на заднем плане) на Горьковский Автомобильный Завод.
ГАЗ - АА. "Полуторка" у проходной (воооон там, на заднем плане) на Горьковский Автомобильный Завод.

🔵 Датой основания принято считать день, когда был подписан приказ о начале строительства - 4 марта 1929 года.

🔵 6 апреля 1929 года было выбрано место для постройки завода (близ Нижнего Новгорода, сейчас это уже территория города).

🔵 2 мая 1930 года был заложен первый камень.

🔵 Завод был построен в рекордно короткие сроки - за 18 месяцев - 1 января 1932 года официальное открытие. 1,5 года!!! Впечатляет!

🔵 29 января 1932 года с завода выехал первый автомобиль - ГАЗ-АА. Полуторка, как в народе называли этот автомобиль, стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века: в рядах армии к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 151100 таких машин. А всего их было выпущено 829 808!

🔵Во время ВОВ завод был поностью переориентирован на производство военной техники, в том числе и лёгких танков Т-60 и Т-70.

🔵После войны на заводе провели замену модельного ряда. Появились ГАЗ М-20 «Победа», грузовик ГАЗ-51, представительский седан ЗИМ. На смену «Победе» в 1956 годупришла «Волга» ГАЗ-21, а ЗИМ сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13.

🔵С 1970 года началось массовое производство легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга».

🔵Когда СССР распался Горьковскому автозаводу, как и другим предприятиям страны, пришлось несладко, необходимо было адаптироваться к новым условиям. И ГАЗ справился благодаря ГАЗелям. В 1994 году начинается их массовое производство.

-3

Если честно, то на производстве такого масштаба я была впервые, поэтому эмоций и впечатлений - масса, и они исключительно положительные.

Во-первых, я не ожидала такой чистоты 😂

Да-да, мне производство автомобилей представлялось чем-то... грязным, ну как в сервисе :))) Масло на полу, картонки какие-то под ногами. А тут, нет - чисто, светло, все и всё на своих местах и работают так слаженно, четко, быстро!

Во-вторых, меня впечатлила скорость сборки - 520 автомобилей за смену!!!

Теперь о знаменитой и всем известной фразе: "работать как стахановец".

Знак Трудовой доблести на территории Горького Автомобильного Завода.
Знак Трудовой доблести на территории Горького Автомобильного Завода.

Началось все с забойщика шахты «Центральная-Ирмино» Алексея Стаханова, который при норме в семь тонн добыл за смену 102 тонны угля! А уже через несколько дней этот легендарный рекорд в машиностроении первым поддержал кузнец ГАЗа Александр Бусыгин со своей бригадой.

Бусыгин Александр Харитонович. Кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда.
Бусыгин Александр Харитонович. Кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда.

Александр Бусыгин вместе с женой и сыном приехал на строительство ГАЗа 1931 году из деревни Колеватовское Костромской губернии.

Из воспоминаний Александра Харитоновича:
"Молодой был, сильный и дремучий, как медведь. Мы возводили завод и себя строили вместе с ним, - вспоминал он. - Очень хотелось скорее начать делать свои, отечественные автомашины. Торопились: «Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузнецы были нужны. Пошел в кузнецы».

В августа 1935 года Александра Харитоновича, как опытного и продуктивного кузнеца, в срочном порядке отозвали из отпуска - кузнечный цех не справлялась с производственными нормами (что в свою очередь не позволяло работать механическим цехам - они простаивали), а значит срывался план по выпуску.

Нормой было - 315 валов в день, а, выйдя на работу 27 августа 1935 года, Александр Бусыгин отковал 440 валов, на второй день 660 валов, на третий - 901 вал!

Начинается "работа по-новому" - Александр Харитонович высказывал идеи и пожелания для поднятия нормы выработки:

  • Заготовки должны поступать бесперебойно.
  • Наладчики должны осматривать оборудование до начала рабочей смены, чтобы рабочие не теряли понапрасну ни минуты драгоценного времени.

Результат от предложений Бусыгина был виден сразу. В сентябре 1936 года газета «Автогигант» написала: «Кузнец тов. Бусыгин (бригада коленчатых валов) кузницы №1 поставил 11 и 13 сентября невиданные в истории нашей кузницы и кузнечного дела вообще рекорды по выковке коленчатых валов. При норме 675 валов он 11 сентября выковал 1001 вал, 13 сентября - 1005 валов».

На этом бригада Александра Харитоновича не остановилась и продолжила работать - 19 сентября был поставлен абсолютный рекорд: 1146 валов.

Только вдумайтесь! 1146 валов, а норма то изначально была 315!

В результате движение ударников производств в СССР стали называть стахановско-бусыгинским.

❗❗❗Если у вас появится возможность попасть на экскурсию на ГАЗ, обязательно сходите! Оно того стоит - это точно!

Есть ещё музей автомобилей ГАЗ, который реконструировали - теперь он стал ещё больше, ещё интереснее. Мы, к сожалению, там ещё не были, но в следующий приезд - обязательно!

💙

Хороших Вам прогулок и приятных путешествий 😍