Ну, что, продолжим нашу прогулку по нижнему Новгороду? Только сегодня я предлагаю немного отъехать от исторического центра и посетить одно из градообразующих предприятий - Горьковский Автомобильный Завод.
Ну, кто не знает о продукции ГАЗ? 🔽
Автомобили скорой помощи, самосвалы, эвакуаторы и ГАЗельки, автомобили Волга, Победа, и Чайка, а знаменитая "полуторка"? Та самая, которая спасла сотни тысяч жизней во время Великой Отечественной войны.
Снимать в цехах нельзя, а так как мы законопослушные туристы, то, к сожалению, фотографий с конвейеров нет... Зато есть впечатления!
Итак, Горьковский Автомобильный Завод был открыт в 1932 году и тогда он носил название Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова.
Экскурсия начинается во Дворце культуры ГАЗ, группа сборная, цена экскурсии 1200 руб/чел.
🔵 Датой основания принято считать день, когда был подписан приказ о начале строительства - 4 марта 1929 года.
🔵 6 апреля 1929 года было выбрано место для постройки завода (близ Нижнего Новгорода, сейчас это уже территория города).
🔵 2 мая 1930 года был заложен первый камень.
🔵 Завод был построен в рекордно короткие сроки - за 18 месяцев - 1 января 1932 года официальное открытие. 1,5 года!!! Впечатляет!
🔵 29 января 1932 года с завода выехал первый автомобиль - ГАЗ-АА. Полуторка, как в народе называли этот автомобиль, стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века: в рядах армии к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 151100 таких машин. А всего их было выпущено 829 808!
🔵Во время ВОВ завод был поностью переориентирован на производство военной техники, в том числе и лёгких танков Т-60 и Т-70.
🔵После войны на заводе провели замену модельного ряда. Появились ГАЗ М-20 «Победа», грузовик ГАЗ-51, представительский седан ЗИМ. На смену «Победе» в 1956 годупришла «Волга» ГАЗ-21, а ЗИМ сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13.
🔵С 1970 года началось массовое производство легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга».
🔵Когда СССР распался Горьковскому автозаводу, как и другим предприятиям страны, пришлось несладко, необходимо было адаптироваться к новым условиям. И ГАЗ справился благодаря ГАЗелям. В 1994 году начинается их массовое производство.
Если честно, то на производстве такого масштаба я была впервые, поэтому эмоций и впечатлений - масса, и они исключительно положительные.
Во-первых, я не ожидала такой чистоты 😂
Да-да, мне производство автомобилей представлялось чем-то... грязным, ну как в сервисе :))) Масло на полу, картонки какие-то под ногами. А тут, нет - чисто, светло, все и всё на своих местах и работают так слаженно, четко, быстро!
Во-вторых, меня впечатлила скорость сборки - 520 автомобилей за смену!!!
Теперь о знаменитой и всем известной фразе: "работать как стахановец".
Началось все с забойщика шахты «Центральная-Ирмино» Алексея Стаханова, который при норме в семь тонн добыл за смену 102 тонны угля! А уже через несколько дней этот легендарный рекорд в машиностроении первым поддержал кузнец ГАЗа Александр Бусыгин со своей бригадой.
Александр Бусыгин вместе с женой и сыном приехал на строительство ГАЗа 1931 году из деревни Колеватовское Костромской губернии.
Из воспоминаний Александра Харитоновича:
"Молодой был, сильный и дремучий, как медведь. Мы возводили завод и себя строили вместе с ним, - вспоминал он. - Очень хотелось скорее начать делать свои, отечественные автомашины. Торопились: «Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузнецы были нужны. Пошел в кузнецы».
В августа 1935 года Александра Харитоновича, как опытного и продуктивного кузнеца, в срочном порядке отозвали из отпуска - кузнечный цех не справлялась с производственными нормами (что в свою очередь не позволяло работать механическим цехам - они простаивали), а значит срывался план по выпуску.
Нормой было - 315 валов в день, а, выйдя на работу 27 августа 1935 года, Александр Бусыгин отковал 440 валов, на второй день 660 валов, на третий - 901 вал!
Начинается "работа по-новому" - Александр Харитонович высказывал идеи и пожелания для поднятия нормы выработки:
- Заготовки должны поступать бесперебойно.
- Наладчики должны осматривать оборудование до начала рабочей смены, чтобы рабочие не теряли понапрасну ни минуты драгоценного времени.
Результат от предложений Бусыгина был виден сразу. В сентябре 1936 года газета «Автогигант» написала: «Кузнец тов. Бусыгин (бригада коленчатых валов) кузницы №1 поставил 11 и 13 сентября невиданные в истории нашей кузницы и кузнечного дела вообще рекорды по выковке коленчатых валов. При норме 675 валов он 11 сентября выковал 1001 вал, 13 сентября - 1005 валов».
На этом бригада Александра Харитоновича не остановилась и продолжила работать - 19 сентября был поставлен абсолютный рекорд: 1146 валов.
Только вдумайтесь! 1146 валов, а норма то изначально была 315!
В результате движение ударников производств в СССР стали называть стахановско-бусыгинским.
❗❗❗Если у вас появится возможность попасть на экскурсию на ГАЗ, обязательно сходите! Оно того стоит - это точно!
Есть ещё музей автомобилей ГАЗ, который реконструировали - теперь он стал ещё больше, ещё интереснее. Мы, к сожалению, там ещё не были, но в следующий приезд - обязательно!
💙
Хороших Вам прогулок и приятных путешествий 😍