Найти тему
Вижу красоту

1960 год: Выставка «Советская Россия»

Друзья, делюсь с вами третьей критической статьёй журнала «Декоративное искусство СССР» о большой республиканской выставке 1960 года «Советская Россия» в Центральном выставочном зале Москвы – Манеже. Речь идёт о формировании интерьера как единого ансамбля функциональных и декоративно-прикладных предметов. Рекомендую к прочтению!

Кантор К. Решает интерьер // Декоративное искусство СССР, 1960. – № 6. – С. 5–8.

Такая крупная выставка московских художников была организована впервые. Даже громадное помещение Манежа казалось тесным: картина лепилась к картине, скульптура почти не оставляла места для свободного движения зрителей. Тем более отрадно, что на такой большой выставке произведения декоративного искусства не затерялись. Их было много. И были они ярки, красочны и даже тут, на выставке, выполняли свою декоративную функцию, оживляя выставочный интерьер. Но, может быть, самое замечательное состояло в том, что никого не удивляло соседство тематических картин и декоративных тканей, пейзажей и обоев, скульптуры и посуды; оно воспринималось всеми как нечто естественное, само собой разумеющееся. По единодушному мнению зрителей, декоративное искусство и по своим художественным достоинствам ничуть не уступало искусству станковому. И это, на наш взгляд, главный и самый радостный итог выставки московских художников, ибо он говорит о неуклонном росте нашей эстетической культуры.

При всём том, что произведения декоративного искусства способны произвести благоприятное впечатление и на выставке, создаются-то они не для неё и правильно могут быть оценены только с учётом того, что они лишь часть целого, имя которому – интерьер.

Иное произведение может казаться «само по себе» интересным, но в интерьере обнаружить свою непригодность. И, наоборот, произведение, которое на выставке кажется незначительным, в окружении других предметов жилья может выявить свои высокие декоративные достоинства.

Конечно, декоративные ткани, посуда и мелкая пластика не играют в интерьере такой важной роли, как мебель, электроарматура и другие утилитарные предметы быта, но и без них современный интерьер не может обойтись. Это мы с особой остротой ощутили на выставке мебели в Новых Черёмушках. Те интерьеры, которые были лишены декоративных предметов, казались там незавершёнными, холодными, безликими.

Современный жилой интерьер только ещё формируется. Его не было не только на выставке – его нет ещё как массового явления и за её пределами. Но значит ли это, что художники, работающие над предметами украшения, должны ожидать, пока жилой интерьер в его основной – мебельной – части окончательно сформируется?! Это было бы по меньшей мере нерасчётливо. Когда торопятся, мост возводят одновременно с двух берегов. И архитекторы, конструирующие мебель, и художники, создающие декоративные ткани и посуду, – равноправные творцы современного интерьера. А это значит, что и те и другие должны не только учитывать опыт друг друга, но и видеть своим мысленным взором целостный и совершенный образ жилища советского человека, тот идеальный образ, который формируется в воображении на основании ясно чувствуемой и осознаваемой общественной потребности. Это трудно, но возможно. И потому с удовлетворением можно отметить, что большинство художников, показавших свои работы на выставке, творят в русле требований современного жилого и общественного интерьера, в духе требований современной архитектуры. Об этом свидетельствует самый выбор предметов, их материал, размеры, декоративные мотивы, их пластика и колорит.

Мариам Асламазян. Декоративное блюдо «Фрукты». 1960. Конаково. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo
Мариам Асламазян. Декоративное блюдо «Фрукты». 1960. Конаково. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo

Среди декоративных предметов, показанных в экспозиции, первое место по количеству занимают декоративные тарелки и блюда. И это не случайно. Современный интерьер нуждается в декоративной живописи, ибо строится на более щедром, чем прежде, использовании декоративных качеств цвета в окраске стен, мебели и других предметов.

Декоративная живопись должна углубить, развить цветовое решение интерьера, создать там, где надо, цветовые акценты. Поэтому вполне закономерно обращение художников к такому предмету, который располагает большими плоскостями для росписи.

Анна Георгиевская. Блюдо «Вятская игрушка». 1960-е. Конаково. Диаметр 35 см. Музей Ангарского городского округа / ДПИ-37. Госкаталог: 26723726. Источник: goskatalog.ru
Анна Георгиевская. Блюдо «Вятская игрушка». 1960-е. Конаково. Диаметр 35 см. Музей Ангарского городского округа / ДПИ-37. Госкаталог: 26723726. Источник: goskatalog.ru

Нам представляется правильным, что в качестве декоративных мотивов для росписи тарелок и блюд используются изображения рыб, птиц, животных, цветов, деревьев. Конечно, изобразить можно всё. Важно, чтобы изображение было построено по законам декоративного, а не станкового искусства.

Но вместе с тем нельзя не заметить, что одни предметы более, чем другие, отвечают декоративному способу изображения. За рыбу, конечно, никто не обидится, если художника она заинтересует не своим «внутренним миром», а силуэтом и цветом. Здесь предмет и способ изображения – что и как – не спорят между собой.

Человек как предмет изображения более соответствует специфике станкового искусства. А в нашем интерьере будут ведь не только декоративные тарелки. Мы не представляем себе нашу квартиру без фотографий, эстампов, без репродукций картин (почему бы и нет, если они хороши), дающих изображение отдельного человека и различных картин человеческой жизни. Но дело не только в этом. Изображение на декоративном предмете, на наш взгляд, не должно требовать от зрителя той сосредоточенной серьёзности эстетического созерцания, которая затрудняет восприятие предмета как декоративного. Иначе декоративный предмет не выполнит в интерьере своего назначения.

С другой стороны, нам кажется неверным, или, во всяком случае, спорным, полный отказ хотя бы от самых простых декоративных мотивов изобразительного характера в декоративной живописи и стремление одним лишь цветом осуществить живописно-декоративные задачи. Это другая крайность. Уже в стенах комнат и в мебели могут быть достигнуты необходимые и подчас весьма разнообразные и сложные цветовые сочетания, их выразительное звучание. Поэтому если декоративное блюдо – это всего-навсего цветовое пятно, оно может оказаться излишним.

Цвет сам по себе способен создать настроение. Но ведь это эмоциональное состояние – очень общо, неопределённо. Чтобы неопределённость настроения поднять до определённости чувства, цвет декоративной тарелки должен быть опосредован каким-то простым декоративно-изобразительным мотивом.

Художники, решая создать неизобразительные росписи на тарелках, обращаются к технике потёчных глазурей, которая всегда являлась в керамике лишь дополнительным средством выразительности. Когда же эта техника становится единственным средством осуществления художественного замысла, почти неизбежны случайности в организации красочной поверхности.

На выставке представлено несколько неизобразительных декоративных тарелок. Обращают на себя внимание тарелки Т. Соколовой. Ей, как говорят, повезло: цветовые пятна на её тарелках расположились красиво. Но где гарантия, что эти случайности повторятся? Т. Соколова – талантливый художник.

Татьяна Соколова. Блюда декоративные
Татьяна Соколова. Блюда декоративные

Она ищет. И потому наряду с неизобразительными она показала тарелки с изображениями детских головок. Наконец, у той же художницы мы нашли две тарелки, принцип решения которых, на наш взгляд, наиболее верен, только одна из них – с изображением рыб – не удалась по цвету, а другая с изображением цветов является одной из лучших на выставке. Специфичные для декоративных тарелок мотивы разрабатывают в своих росписях Л. Орлова и В. Орехова. Их вещи – яркие, сочные по цвету, сами просятся в жилой интерьер.

Очень популярен декоративный мотив «рыбы». Он встречается в работах многих участников выставки. С похвальной настойчивостью разрабатывает его Г. Кретова. На эту тему она представила целых три блюда. Художница стремится к тому, чтобы металлизированная поверхность, не разрушая у зрителя ощущения материала, стала бы впечатляющим изображением воды. Пока ей это не удалось. Но нетрудно себе представить, какой необычайный декоративный эффект возникнет в случае удачи.

Галина Кретова. Блюдо «Автопортрет». 1959. Диаметр 37,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2127. Госкаталог: 27535171. Источник: goskatalog.ru
Галина Кретова. Блюдо «Автопортрет». 1959. Диаметр 37,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2127. Госкаталог: 27535171. Источник: goskatalog.ru

Хотя основным в декоративных тарелках является роспись, нельзя согласиться с превращением их в простой фон для живописи. Между тем формы и размеры почти всех тарелок и блюд огорчительно однообразны. В последнее время произошли значительные изменения в формах бытовой посуды. Нам кажется необходимым учесть это в формах декоративных тарелок, ибо бытовая посуда непосредственно и потому более чутко, чем декоративная, отражает изменения быта.

Требования к росписи декоративных сосудов, естественно, должны быть иными, чем требования к росписи декоративных тарелок и блюд, поскольку последние играют в интерьере роль декоративной живописи, а первые – пластики. Оправданно стремление вообще не расписывать декоративные сосуды, либо расписывать их предельно сдержанно и условно, подчёркивая строение формы и естественный цвет изделия наших керамистов заметна тяга к терракоте. Это неспроста. Её выразительный язык не допускает никаких украс. Он краток, прост и прям. Таким языком говорят о самых необходимых вещах. Терракота почти полностью исключает возможность случайных удач. Тем более оснований отметить интересные работы И. Лясс и Н. Романовой.

Инна Лясс. Бутыль. 1959. Высота 18 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2231. Госкаталог: 22480787. Источник: goskatalog.ru
Инна Лясс. Бутыль. 1959. Высота 18 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2231. Госкаталог: 22480787. Источник: goskatalog.ru

В декоративных сосудах И. Лясс только два выразительных элемента: простая благородная пластическая форма и собственный цвет черепка.

Нина Романова. Керамика. Екатерина Батанова. Хрусталь. Ваза «Братина»
Нина Романова. Керамика. Екатерина Батанова. Хрусталь. Ваза «Братина»

Н. Романова добавляет к ним ещё один: чёрную поливу, полосы которой подчёркивают интенсивно красный цвет сосудов.

Галина Антонова. Прибор для воды «Ветки»
Галина Антонова. Прибор для воды «Ветки»

Тот же декоративный приём использован художницей Г. Антоновой, создавшей из простого стекла прибор для воды «Ветки». Тёмные марганцевые полосы, отдалённо напоминающие обнажённые ветки (может быть, это ветки вербы, какие обычно ставят по весне в воду), контрастно выявляют чистую прозрачность мягкой, плавной, свободно текущей стеклянной формы. В стекле вообще сделано много хорошего. Тут можно было назвать работы С. Бескинской, Е. Батановой, Г. Макаренко, В. Филимоновой и других, но все они, как и работа Г. Антоновой, прежде всего утилитарные предметы. Мы же решили в этой статье говорить в основном о собственно декоративных предметах.

Екатерина Батанова. Ваза «Братина»
Екатерина Батанова. Ваза «Братина»

Правда, и в стекле создана одна вещь, которая является предметом украшения. Это декоративная ваза из жёлтого хрусталя Е. Батановой. Художница творчески преломила в своей работе форму старинной русской братины. И что же? Получилась вполне современная вещь, может быть, несколько необычная для стекла, ибо в ней откровенно подчёркнуты резкие колючие края.

Екатерина Алексеева (Батанова). Ваза «Братина». 1959. Дятьково. 20х35,5 см. Музей дятьковского хрусталя / МДХ 4003. Госкаталог: 10997872. Источник: goskatalog.ru
Екатерина Алексеева (Батанова). Ваза «Братина». 1959. Дятьково. 20х35,5 см. Музей дятьковского хрусталя / МДХ 4003. Госкаталог: 10997872. Источник: goskatalog.ru

Е. Батанова даёт пример самостоятельного понимания материала. Её стекло непривычно толстостенно. Художница как бы преодолевает ненадёжную хрупкость стекла, сохраняя при этом его лёгкость, впечатление которой, как оказывается, достигается не тонкостью его, а прозрачностью.

Екатерина Алексеева (Батанова). Ваза «Братина». 1959. Дятьково. 20х35,5 см. Музей дятьковского хрусталя / МДХ 4003. Госкаталог: 10997872. Источник: goskatalog.ru
Екатерина Алексеева (Батанова). Ваза «Братина». 1959. Дятьково. 20х35,5 см. Музей дятьковского хрусталя / МДХ 4003. Госкаталог: 10997872. Источник: goskatalog.ru

В декоративной вазе Е. Батановой есть, на наш взгляд, один серьёзный просчёт: усомнившись в том, что форма вазы сама по себе несёт национальное начало, художница крупной гранью изобразила на дне большую ромашку. Эта ромашка разбила чистую строгую поверхность. Ромашка воспринимается на вазе как чужеродный элемент. Решение оказалось неорганичным, половинчатым. Декоративная ваза Е. Батановой в известном отношении символична. Она воплощает в себе тот подход к решению важной проблемы сочетания национальных традиций и требований современности, который характерен для многих произведений, представленных на выставке.

Одним из важнейших требований интерьера следует считать создание ансамбля декоративных предметов. В этом направлении сделано пока ещё очень мало. Многие художники показали на выставке по-нескольку работ. Но почти все они решены как отдельные, не связанные единым замыслом произведения. Могут сказать, что это как раз хорошо. Важно создавать произведения, которые бы по духу своему соответствовали современному интерьеру, и тогда легко будет из произведений разных художников создать декоративный ансамбль. Это мнение не лишено оснований. В самом деле, если все убранство комнаты, вплоть до ансамбля декоративных предметов, будет заранее предусмотрено, это породит худший из всех возможных видов стандарта, ибо ничего не будет оставлено для самостоятельного творчества владельца комнаты. Зато общественный интерьер от начала и до конца может и должен быть творением архитектора и художника. И совершенно несомненна также необходимость создавать образцы ансамблей предметов украшения и для индивидуальных жилищ, и небольшие тиражи таких ансамблей для тех, кто предпочитает другие виды творчества соавторству с художником в создании собственного интерьера. Поэтому, на наш взгляд, принципиальное значение имеют показанные на выставке ансамбли декоративных предметов.

А. Забелина и В. Лотонина показали ансамбль декоративных тканей разнообразного назначения для дома отдыха: ковры, оконные занавеси, подушки, скатерти. Все они просты, немногодельны и вместе с тем оригинальны. В них органически слилась красочность народных национальных тканей и лаконичная острота современного стиля. Декоративный мотив у каждой ткани особый: оконная занавесь для зала решена на тему «цветы», а для спальни – на тему «радуга»; декоративные мотивы ковров условны: полосы, клетки. Но, несмотря на такое, казалось бы, разнотемье, все эти ткани объединены единым мажорным звучанием, так что само собой напрашивается одно общее для всего ансамбля название – «Лето» или «Летние мотивы».

И в самом деле, оконной занавеси «Цветы» в зале дома отдыха как нельзя лучше соответствует ковёр «Полосы». Ведь хотя на нем нет прямого изображения цветов, как на занавеси, цветовое его решение таково, что ковёр воспринимается, как усеянный цветами, ярко освещенный солнцем луг.

Удивительно хороша занавесь «Радуга» для спальни. На простом полотне через равные крупные промежутки ритмически точно повторяется тонкая «орденская планка» радужного спектра, и лишь кайму занавеси захлестнула широкая разноцветная полоса. Сколько радостного настроения принесёт с собой в комнату эта многократно повторившаяся, как в природе, радуга-дуга! И какими экономными средствами, как лаконично и просто вызвали А. Забелина и В. Лотонина это яркое художественное впечатление.

Эсфирь Гинстлинг. Рельеф «Сады цветут». Первая часть. 1960-е. Москва. 44,2х38,7 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств / П-214. Госкаталог: 7844494. Источник: goskatalog.ru
Эсфирь Гинстлинг. Рельеф «Сады цветут». Первая часть. 1960-е. Москва. 44,2х38,7 см. Калининградский областной музей изобразительных искусств / П-214. Госкаталог: 7844494. Источник: goskatalog.ru

Э. Гинстлинг выступила с ансамблем декоративных предметов, состоящим из рельефа, вазы, блюда и кашпо. Это своеобразная лирическая сюита из фаянса на тему «Сады цветут». Самое замечательное в ней – её тонкий поэтичный колорит. Именно он создаёт впечатление цветущего сада ещё до того, как присмотришься к скромной, ненавязчивой росписи и разглядишь изображение деревьев и людей.

Однако тема ансамбля решается не только живописно, но и пластикой предметов. Крупная ваза классической трёхчленной формы, в основе которой лежит древнегреческая амфора, получает здесь полное оправдание. Ещё примечательнее в этом отношении блюдо. Оно массивно, с резко и далеко выступающими краями. Благодаря этому коричневато-зелёный центр блюда воспринимается как ствол дерева, а выступающие белые края как облитые цветами ветки. Тематически оправданно введение в этот ансамбль кашпо. Легко представить себе комнату (зал гостиницы, например), украшенную этой декоративной сюитой.

В рельефе сосредоточена литературная часть замысла. Но он ничего не добавляет к тому, что уже сказано другими предметами ансамбля. Вместо рельефа, может быть, следовало сделать ещё одно кашпо или блюдо, или вазу, но другой формы.

В одной статье невозможно разобрать даже все лучшие произведения выставки. Мы пытались говорить о некоторых из них так, чтобы авторы других могли бы кое-что принять и на свой счёт, иногда как одобрение, иногда как дружескую критику.

Достоинством выставки, как мы уже отметили, является то, что во многих работах были учтены требования интерьера. Сопоставляя теперь этот успех не с тем, что бывало на прежних выставках, а с тем, что должно быть на будущих, и в ещё большей мере с тем, что должно быть в жилищах, мы приходим к выводу, что требования интерьера были пока ещё учтены лишь «в общем и целом».

Осталось ещё неучтённым громадное разнообразие общественных и жилых интерьеров, необходимость конкретного решения ансамбля декоративных предметов именно для данного общественного интерьера и, самое главное, условия массового производства.

Полноценно учесть требование интерьера – такова теперь первоочередная задача художников декоративного искусства.

-16

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив