Найти в Дзене

Достоевский - рождение писателя

Достоевский – рождение писателя творца.

Однажды, поздним зимним вечером, главный герой будущего романиста Достоевского - Петербург, открыл свою тайну, тогда еще молодому чиновнику военного ведомства. Это было чудесное видение - оно решительно и бесповоротно изменило жизнь молодого человека.

Этим молодым человеком был Федор Михайлович Домтоевский!

На протяжении своей долгой творческой жизни Федор Михайлович несколько раз в своих произведениях описал это видение, добавляя в него все новые и новые краски и переживания.

"Видение на Неве" - такое название дали ему литературоведы.

Описание видения на Неве и сейчас производит сильное впечатление. С полным сознанием случившегося Достоевский описывает его спустя долгое время, в 1861 году, в фельетоне "Петербургские сновидения в стихах и прозе", там же он признается, что всю свою молодость он промечтал и начиная только с этого момента началось его существование.

Родился писатель Достоевский!Причем первый же роман его "Бедные люд" был восторженно принят и критикой и читающей публикой. Его лестно сравнивали с великими предшественниками Гоголем и Карамзиным, ставя на одну ступень с классиками.

Забегая вперед, от даты 21-го января 1847 года, день когда в "Петербургском сборнике" Н. Некрасова появился его первый роман "Бедные люди" - в год 1861-й, когда после каторги он, основал со старшим братом Михаилом журнал "Время" необходимо обратить внимание, что у Достоевского все произведения взаимосвязаны между собой. И фельетон, напечатанный в первом номере журнала, тоже имеет большое значение!

Итак, тот январский морозный вечер и видение на Неве, открывшее очам и сердцу Федора Михайловича петербургский тайны - сделали из него писателя. Именно в тот момент острое копие сочувствия и любви к "бедным людям" прошло душу молодого человека. И то, что он с упоением читал в романах Бальзака, Диккенса, Жорж Санд: обрело жизнь и настоящее время, обрело плоть и кровь!

Героями Достоевского стали мелкие чиновники, титулярные советники: Макар Девушкин из "Бедных людей", Яков Голядкин из "Двойника", это герои первых двух романов, напечатанных в январе и феврале 1846 года.

Я уже говорил, вслед за Достоевским, что после "видения на Неве" он родился как писатель: на деле это значит, что прозрение разбудило творческую мощь, позволившую ему создавать своих героев - как Творцу. "Достоевский, подобно гетевскому Прометею, - пишет известный литературовед и философ М. М. Бахтин, в работе "Проблемы поэтики Достоевского", - создает не безгласных рабов (как Зевс), а свободных людей, способных стать рядом со своим творцом, не соглашаться с ним и даже восставать на него. Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского..."

Воплощение это всегда чудо, которое можно сравнить с чудом превращения воды в молодое вино, которому стали тесны старые меха. Да это чудо Евенгельское, произведенное Иисусом Христом в Канне Галлиллейской.

Упоминаю о чуде в Канне Галлилейской не случайно, потому что в завершающем творчество Достоевсого романе "Братья Карамазовы", это чудо раскрывается в виденнии, когда Алеша Карамазов прощается с почившим духовным учителем: старцем Зосимой. Это чудесное Видение Алеши, разрешает сомнение в нетленной плоти христианских Святых (мощах) - ведь от усопшего старца Зосимы пошел тлетворный запах! Но Видение Алеши говорит о значительно большем, о главном таинстве христианства - о ВОСКРЕСЕНИИ!

И вот глубокие философские размышления об этом отрывке из "Братьев Карамазовых" Дмитрия Сергеевича Мережковского, из его книги "Л. Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия" (Здесь фото двух с половиной страниц текста из этой книги, для вдумчивых читателей. ) Приведу только итог его размышлений, фразу из Евангелия...

"СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ."

Посмотрим, нет ли чуда воплощения в творчестве Достоевского, то есть буквально из Слова во Плоть!?

И вот известный факт, что спасение от реальной угрозы стать литературным рабом, Достоевского вызволяет молодая девушка Анна Сниткина, которая в течении 26 дней помогала записывать (стенографическим письмом) роман Достоевского "Игрок". Об этих чудесных днях Анна Григорьевна оставила свои воспоминания, об изысканно сделанном предложении 45-тилетнего измотанного жизненными неприятностями человека, к молоденькой 20-ти летней девушке. О сомнениях и о сне который укрепил Достоевского совершить такой шаг, и о всей их последующей счастливой (не смотря ни на какие трудности) совместной жизни - есть воспоминания Анны Григорьевны Сниткиной, ставшей Достоевскою.

Анна Григорьевна зачитывалась произведениями Достоевского с детства, он был любимым писателя ее отца, и конечно роман "Бедные люди" был среди любимейших. И как здесь можно отрицать, что "Слово стало плотию", если в романе герою, несчастному чиновнику Макару Девушкину, примерно 45-ть лет, а Вареньке Доброселовой 20-ть?

Все верно, все сходится, за исключением того, что жизнь оказалась счастливее описанного в романе - влюбленные поженились! Ну что же: "Бог в помощь!" - как говорится.

А в романе вино любви к Вареньке Доброселовой (пусть любви платонической, потому что в первом своем произведении Федор Михайлович следует традиции сентиментального романа) превращает Макара Девушкина в другого человека - вот оно чудо превращения воды в вино.

И в этом чуде сомнений быть не может, а если и закрадывается, мол: "Был Макар Девушкин забитым и запуганным мелким чиновником - таким и остался". Если есть такое сомнение, то нужно прочесть психологический портрет Макара Девушкина данный Н. Добролюбовым в статье "Забитые люди", во 2-й часте. От добровольного раболепия перед начальством воспитанным в системе подавления мысли, где о человеческое достоинство вытираются ноги, как о "ветошку"; герой, через сердечные страдания в ужасающей нищите - вырастает до высокого человеческого самосознания и проявления духовных чувств.

Резюмируя это Николай Добролюбов пишет: "Сколько горя, сколько тоски самой прозаической, но оттого не менее тягостной и ужасающей! (Это сказано о крайней материальной нищите). Средь этих то забот чувствует человек, до чего он унижен, до чего он обижен жизнью; тут-то посылает он желчные укоры тому, на чем, по-видимому, так сладостно покоился в другое время, по изложенной выше философии Макара Алексеевича (рабской философии, которой Добролюбов уделил достаточно места). И в этом-то пробуждении человеческого сознания всего более заслуживает наше сочувствие, и возможностью подобных сознательных движений он искупает ту противную, аппатическую робость и безответность, с которою всю жизнь подставляет себя чужому произволу и всякой обиде."

Заканчивая эту статью нельзя не сказать еще об одном удивительном заключении Дмитрия Мережковского сделанного им в той же книге о Толстом и Достоевском, в 1912 году.

"Двадцать лет со дня смерти Достовского и отречения Л. Толстого от художетвеннго творчества нам нужно было для того, чтобы понять,... что в настоящее время мы переживаем не случайное "вырождение", не временный упадок, не навеянное, будто-бы, с Запада "декаденство", а давно подготовлявшийся, естественный и необходимый КОНЕЦ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Нам страшно в этом признаться; но, может быть, в этом страшно есть и радостное; может быть, русская литература, как ни велика она, все-таки меньше, чем русская жизнь; может быть, конец русской литературы, то-есть великого русского созерцания, есть начало великого русского действия.

Только теперь, когда русская литература кончается или, по крайней мере, совершенно определенный, неповторяемый круг ее развития замыкается, только теперь мы начинаем понимать, что собственно произошло в России от 30-т до 80-х годов 19-го века, от Евгения Онегина до Анны Корениной и Братьев Каромазовых.

.....

Восемь веков с начала России до Петра мы спали; столетие от Петра до Пушкина просыпались; в полвека от Пушкина до Л. Толстого и Достоевского, вдруг проснувшись, пережили три тысячелетия западно-европейского человечества. Дух захватывает от этой быстроты пробуждения, подобной быстроты летящего в бездну камня. Л. Толстой и Достоевский - эти две вершины русской культуры - озарились первым лучом страшного Солнца, которым не озарялась еще ни одна из вершин культуры западно-европейской. Это страшное Солнце есть мысль о конце всемирной истории." !!!

Это великая мысль говорит нам о том, что мы живем во время ни чем принципиально не отличающимся от 19-го века - для человеческого дужа уже все пережито, и пройдено, и запечатлено в романах классиков! Поэтому совершая переход от произведения Достоевского "Бедные люди" к "Двойнику", который так же рассказывает о жизни мелкого чиновника - титулярного советника; хочу подчеркнуть близость мироощущения нашего "офисного работника" 21-го века (офисного планктона) и века 19-го: "канцелярская крыса", "бумажная душонка" - мелкого чиновника в присутственном месте... Это одного поля ягоды, созданные системой подавления духовных качеств человека в угоду: почитанию всего материального, чинопочитания, делания карьеры за счет мелких интриг, нетворческой - монотонной работы с непонятной значимостью, и многого другого... Все это описано Достоевским и писателями его времени и круга общения. Поэтому следующая статья будет посвящена роману "Двойник", в котором жизнь чиновника будет представлена, как трагедия закономерно приводящая человека до

нервного срыва и безумия!

-2