Найти в Дзене
Вспоминая легенду

Василий Меркурьев – актер, педагог, отец и Человек.

«Отца и мать не выбирают. Но предложи мне выбрать родителей, то около своих я остановился бы с завистью и сказал: "Нет, эти не по мне! Слишком хороши!"» – такими словами начинается книга воспоминаний Петра Меркурьева, младшего сына актера Василия Меркурьева.

У Василия Меркурьева часто спрашивали, почему он так много работает, а он неизменно отвечал: «Все ради детей». В семье Меркурьевых-Мейерхольд их было шестеро - трое своих и трое племянников, оставшихся сиротами после того, как их отца, брата Василия Меркурьева, репрессировали. А до середины 1947-го года с ними жили еще двое, брат и сестра, отставшие от поезда во время войны.

Меркурьев прекрасно понимал: чтобы прокормить семью, ему нужно работать не вдвое, втрое больше других. Он работал, соглашаясь на любую съемку, даже самый мизерный эпизод, и очень огорчился, когда в середине 60-х, стоя в очереди за продуктами, услышал разговор двух людей:

– Как вы говорите? Меркурьев? Не припоминаю…
– Ну как же! Это тот, что всегда академиков играет.
– Ах, да. Такого знаю. Что же вы сразу не сказали про академика?..

«Почему же, – подумал Василий Меркурьев, – вспомнили не всё? А как же другие, более заметные роли?» В фильмографии актера их к тому моменту было уже около 50-ти.

По легенде, история Меркурьевых начинается от некоего грека Меркурия, который появился на Псковщине в городе Острове еще в восемнадцатом веке. Он женился то ли на местной шведке, то ли на эстонке, да там и осел. Отец будущего актера, тоже Василий, держал свою лавку: торговал дёгтем и снетком, рыбешками с Чудского озера, которых в мужской ладони разом помещалась целая дюжина. Мать будущего артиста, Анна Гроссен, до замужества была экономкой, а после занималась домом и детьми. И хотя лавка Меркурьева имела хорошую репутацию, назвать семью богатой было нельзя: отец, мать и их дети ютились в маленьком домике. Детей у Меркурьевых было много, однако, судьба почти всех сложилась трагически.

Первым ушел из жизни самый младший, 9-летний Володя. Старший Леонид погиб на фронте Первой мировой. Петр попал в жернова сталинских репрессий и сгинул в тюрьме. Александр умер от голода в блокадном Ленинграде во Вторую мировую войну.

Судьба помиловала только двоих сыновей: композитора и дирижёра Евгения, который в 1917 году навсегда покинул страну вместе со своим дядей Генрихом Гроссеном, и Василия, ставшего известным артистом.

Василий Меркурьев в юности
Василий Меркурьев в юности

Быть может, пока юный Вася Меркурьев учился в школе, родители видели его лавочником, который продолжит дело отца. Но всё изменила революция. Профессия лавочника стала небезопасной, а Вася, который в свободное от учебы время пел в хоре и посещал драматический кружок, понял, что профессия его мечты – актер.

В шестнадцать лет Вася устроился в местный театр, где через год стал уже чуть ли не директором. Как потом вспоминал сам Меркурьев, однажды, когда один актер запил и спектакль не состоялся, ему как директору даже пришлось убегать через окно от разъяренной публики.

На сцену юный артист сначала выходил в небольших ролях, а вскоре ему начали доверять «взрослые» и достаточно сложные роли. Например, беглого монаха Варлаама из пьесы «Борис Годунов». С тех пор Василий Меркурьев уже не представлял для себя другой судьбы.

«Дальнейшее понятно: сильное впечатление и окончательное решение пойти на сцену.

Работал сначала в труппе драматического театра города Острова. Охотно участвовал в выступлениях агитбригад, играл в пьесах, скетчах, жанровых сценках не только на театральных подмостках, но и в избах-читальнях, клубах, а то и просто под открытым небом.

В 1923 году Псковский губком комсомола командировал меня в Петроградский институт сценических искусств. Меня приняли в мастерскую выдающегося театрального режиссера Л.С. Вивьена».

Василий Меркурьев в фильме «Возвращение Максима» (1937)
Василий Меркурьев в фильме «Возвращение Максима» (1937)

Вскоре после окончания театрального института Василия позвали в Театр стажеров, где ему доверили роль Силы Грозного в комедии «Правда – хорошо, а счастье лучше». С ней артист не расставался до конца своих дней, но вот труппу самого театра покинул уже спустя 2 года.

В 1937 году по приглашению своего мастера Леонида Вивьена Василий Меркурьев оказался в старейшем петербургском Театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина (ныне – Александринский). Этому театру Меркурьев служил до конца своей жизни.

В театре Меркурьев играл яркие и знаковые роли. По воспоминаниям современников, весь театральный Ленинград носил Меркурьева на руках. Особенно дороги для актера были роли в пьесах Островского.

Василий Меркурьев в роли Курослепова в спектакле «Горячее сердце» А. Н. Островского, реж. О. Овечкин (1973)
Василий Меркурьев в роли Курослепова в спектакле «Горячее сердце» А. Н. Островского, реж. О. Овечкин (1973)

Помимо театра в жизни актера был и кинематограф. Кинематографическая биография Василия Меркурьева началась в середине 1920-х, когда он учился на втором курсе театрального института. Это был небольшой эпизод в фильме «Девятое января».

Следующее появление на экранах случилось только спустя 11 лет в драматической ленте Бориса Шписа и Рашель Мильман-Криммер «Инженер Гофф» («Земля впереди»). Роль Стася стала первой большой работой для Меркурьева в кино, но сам фильм прошел незаметно. Он не был выпущен на всесоюзный экран (фильм шёл «вторым экраном» в Белорусской ССР) и не сохранился.

Но расстраиваться Василий Меркурьев не собирался. С того момента он снимался регулярно. Были роли в картинах «Возвращение Максима», «Танкисты», «Член правительства». Каждый год на экраны выходило по 2-3 картины с участием актера. Он примерял на себя разные образы и в каждом смотрелся гармонично.

Однако настоящая слава обрушилась на артиста в 1945-м, когда на экраны вышла музыкально-комедийная лента «Небесный тихоход», где Меркурьев сыграл старшего лейтенанта Тучу.

Кадр из фильма «Небесный тихоход»
Кадр из фильма «Небесный тихоход»

Критики выделяли актерскую работу Василия Васильевича, но вот сам «Небесный тихоход» встретили очень прохладно. А песня про пилотов сразу после выхода фильма в прокат была подвергнута в газете «Ленинградская правда» осуждению, названа «дешевой музыкой на пустые слова». Но простых зрителей мнение кинокритиков не волновало. Они с восторгом смотрели «Небесный тихоход» и с удовольствием напевали задорную песню «Первым делом – самолеты».

Не удивительно, что фильм так тепло приняли зрители. Он стал настоящим бальзамом для искалеченных войной душ людей. В одном из своих интервью Василий Васильевич назвал два самых счастливых дня в своей жизни. Первым был, когда его приняли в Александринский театр, а вторым – День Победы.

К моменту, когда наступил май 1945 года, артист продолжал работать без сна и отдыха. На себя у него времени не хватало, потому что все силы и здоровье Василий Меркурьев отдавал своей большой семье.

Василий Меркурьев с детьми
Василий Меркурьев с детьми

«Отношения моих родителей это какое-то чудо. Это была до последних лет юношеская влюбленность. Они прожили вместе не один десяток лет, а чувства тем не менее оставались свежими», – вспоминал Петр Меркурьев.

Ирина Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда, впервые увидела Меркурьева на сцене театра. И он ее тут же заворожил. Настолько, что Ирина ходила на все спектакли актера, но знакомиться даже не думала. И хотя девушке дали тайное задание переманить талантливого актера в другой театр, выполнять его она не стала. Подумала, что это то же самое, что лишить оркестр первой скрипки.

Лично Ирина с Василием встретились только через пять лет, в 1934-м. Это случилось на отдыхе в санатории, куда ассистентка киностудии Ирина Мейерхольд приехала специально, чтобы пригласить Меркурьева на роль в фильме «Инженер Гоф». Василий Васильевич усадил девушку в качели, а через минуту вернулся с чашечкой чая и сдобной булочкой.

В тот день сниматься он согласился, но затем исчез - был сильно занят в театре. Съемочная группа терпеливо ожидала, когда актер освободится. Однажды Ирина не выдержала и отправила Меркурьеву телеграмму: «Приезжайте. Мы в простое. Погода чудесная».

Актер не ответил, чем очень расстроил Ирину, а через несколько дней внезапно появился на съемочной площадке. Когда в один из съемочных дней Ирина Мейерхольд остановила и успокоила лошадь, понёсшую актёра, Меркурьев осознал, что судьба его решена. В Ленинград они вернулись уже вдвоём, и Василий Васильевич поселился в квартире Ирины Всеволодовны на улице Чайковского.

Ирина Мейерхольд и Василий Меркурьев
Ирина Мейерхольд и Василий Меркурьев

Артист боготворил свою жену, а она чувствовала его так тонко, что даже на прием к врачу они ходили вдвоем. Когда врач спрашивал, что болит у Меркурьева, вместо него отвечала супруга, у которой гораздо лучше получалось описать его ощущения. Она звала его Вась Васич, Васенька, он ее - Иришич, Иришенька.

Поговаривали, что влиятельный тесть Всеволод Мейерхольд поначалу невзлюбил новоиспеченного кавалера дочери, но неприязнь быстро прошла. Однажды Всеволод Мейерхольд и Василий Меркурьев проезжали мимо плаката с рекламой фильма «Профессор Мамлок». Режиссер не выдержал и закричал: «Смотри! Это ты! Я видел эту картину! Ты там здорово жрешь бутерброды… Каюсь, артист Меркурьев, кажется, действительно существует».

После этого случая между ними завязалась крепкая дружба. А в своей постановке «Маскарада» в Ленинградском театре Мейерхольд отдал роль Казарина зятю.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд с детьми
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд с детьми

Однако в 1939 году жизнь круто изменилась. 20 июня в Ленинграде арестовали Всеволода Мейерхольда, через год расстреляли, а с его женой, Зинаидой Райх, расправились. Родной брат Меркурьева Петр был признан предателем и арестован. Он умер в тюрьме, оставив троих детей сиротами. Всех племянников Василий Васильевич забрал к себе и воспитывал как своих родных.

Так в семье, где к тому времени уже подрастала дочка Аня, разом стало четверо детей, а после рождения второй дочери Кати, пятеро. Во время войны в эвакуации у Меркурьева и Мейерхольд появится сын Петр. Долгожданный наследник родился прямо за кулисами в театре в городе Колпашеве Томской области.

По дороге из эвакуации в Ленинград семья Меркурьевых-Мейерхольд подобрала еще двоих малышей, отставших от поезда во время войны. И в Ленинград семья приехала, как выражался Петр Меркурьев, целым «табором».

Жили они бедно. Ирину Мейерхольд, как дочь «врага народа», отказывались брать на работу. Ни о какой работе речи вообще идти не могло. Меркурьеву, актеру, обласканному высокими государственными чинами, с трудом удалось сохранить жене жизнь и спасти ее от репрессий.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд

Меркурьев много играл в театре, преподавал, снимался в кино. Даже небольшие его роли были яркими и запоминающимися, например, – директор театра Верхотуров в фильме «Мы с вами где-то встречались». А его кроткий лесничий из фильма «Золушка» Надежды Кошеверовой поражал своей добротой.

На роль лесничего Меркурьева долго не хотели утверждать по идеологическим причинам, но слово замолвила именитая коллега Фаина Раневская. Позже она вспоминала: «Общение с ним как с партнером было огромной радостью. Такую же радость я испытала, узнав его как человека. Было в нем все то, что мне дорого в людях, доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу крепко и нежно. Огорчилась тем, что не пришлось с ним снова вместе работать».

Зрители полюбили героев Василия Меркурьева в шекспировской «Двенадцатой ночи» и в фильме «Верные друзья». А вот руководство страны высоко оценило работы актёра в лентах «Донецкие шахтёры», «Глинка» и «Повесть о настоящем человеке», за которые Василий Меркурьев был удостоен Сталинских премий. Правда, огорчало актёра лишь то, что режиссёры видели в нем исключительно комедийный талант. А он мечтал сыграть Отелло.

Ни Василий Меркурьев, ни Ирина Мейерхольд никогда не жаловались на судьбу, не роптали и не винили никого в своих бедах. В 1959 году был реабилитирован отец Ирины и ее снова приняли на работу.

Много лет, начиная с 1932 года, Василий Меркурьев преподавал в театральном институте, и все студенты вспоминали о нем с благодарностью и теплотой. Вот часть отрывка Мой первый учитель из интервью Марины Нееловой в 1986 году:

«Он был замечательным артистом, и на каждом уроке у нас была возможность убедиться в этом воочию. Он никогда ничего не навязывал, не настаивал, он просто выбегал на сцену и показывал, этим убеждая нас, что только так и должно быть. Он именно выбегал на площадку и, не зная текста, проигрывал нам сцену за сценой весь спектакль, за всех: за героя, за героиню, за старуху, за девочку. И не нужно было слов – столь выразителен был каждый его сиюминутный персонаж, так менялся он на глазах – так ясна была сущность происходящего. Мы заворожено смотрели, смеялись, хохотали до упаду и понимали, что у нас так не получится никогда. <...>

Я не вспоминаю Меркурьева – я его всегда помню, люблю и благодарна ему за все, что в нем было и чему он пытался научить нас. Я горжусь тем, что моим первым педагогом, с которым я сделала шаг на сцену, был Василий Васильевич Меркурьев».

Василий Меркурьев работал до последних дней жизни. Актер попрощался с телезрителями, сыграв небольшую роль в фильме «Ксения, любимая жена Федора», вышедшем за 4 года до его смерти. Не прекращал он и работу в театре. 15 лет Меркурьев мечтал о роли художника Рембрандта и, наконец, его мечта осуществилась, когда режиссер Дмитрий Кедрин задумал постановку спектакля «Рембрандт».

За несколько дней до премьеры спектакля, в начале мая 1978 года, Василий Меркурьев, как обычно, пришел на репетицию и произнес предсмертный монолог Рембрандта, который стал для него пророческим. Это было как в кино: пустой зал, приглушенный свет, а на сцене - великий человек, чей голос проникал в каждый уголок огромного помещения. Он читал монолог как в последний раз... Это и был его последний раз.

Артиста доставили в больницу с острым приступом уремии. Когда он немного пришел в себя, то единственным, о чем спросил было: «как Иришенька?».

Врачи делали все возможное, но спасти артиста не удалось. Василия Меркурьева не стало 12 мая 1978 года. На похоронах, как и завещал Василий Васильевич, включили любимую песню в исполнении Федора Шаляпина. Ирина Мейерхольд пережила мужа только на три года. И все эти годы она все чаще задавалась вопросом – а встретятся ли они там, в лучшем мире? Смерть ее не страшила, а вот разлука длиною в вечность казалась невозможной.

-12

«Не попасть под его влияние было невозможно – он притягивал окружающих какой-то магнетической силой. Вероятно, прежде всего тем, что он был Человеком. Он жил и творил в соответствии со своим естеством. Любил так любил, враждовал так враждовал. Все, за что бы ни брался, делал со страстью и азартом», – говорил о Василии Меркурьеве Михаил Львов.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

"В нем жило какое-то изначально трагическое восприятие жизни...". Режиссер Илья Авербах и его "тихие шедевры".
Вспоминая легенду13 февраля 2023
"У-у, вражина! У-у-у, га-ад!" Актер Андрей Файт, который сыграл всех злодеев: от нацистов до колдунов.
Вспоминая легенду24 февраля 2023
«Моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...» Последняя любовь Владимира Маяковского.
Вспоминая легенду1 августа 2023