Надежда Кошеверова работала в двух самых сложных киножанрах - комедии и сказке. "Золушка", "Укротительница тигров", "Осторожно, бабушка!", "Старая, старая сказка", "Тень", "Царевич Проша", "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", "Ослиная шкура" - работы Кошеверовой навсегда вошли в историю отечественного кинематографа и до сих пор любимы зрителями всех возрастов. В фильмах Надежды Николаевны играли самые знаменитые советские актеры, а Олег Даль, по воспоминаниям, готов был отрубить за нее руку. Каким же был творческий путь главной советской киносказочницы?
"Говорила она баском, курила и при первом знакомстве не произвела на меня никакого впечатления. В дальнейшем же мне показалось, что она хороший парень. Именно так. Надежный, славный парень при всей своей коренастой, дамской и вместе длинноногой фигуре", - так описывал Надежду Кошеверову Евгений Шварц.
С детства Надежда Кошеверова увлекалась куклами и кукольным театром и, как признавалась сама режиссер, очень хотела стать актрисой. Окончив в 1923 году актерскую студию при театре "Вольная комедия", Надежда Николаевна играла в различных театрах. А потом она поступила учиться в актерскую мастерскую ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера) на «Ленфильме».
Начав заниматься кино, Кошеверова не изменила своей детской мечте. Она утверждала, что «кинематограф подобен кукольному театру, ибо над созданием фильма трудятся много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».
Впервые имя Надежды Кошеверовой появилось в титрах в качестве ассистента режиссера картины «Новый Вавилон», а затем в двух фильмах трилогии о Максиме ("Возвращение Максима" и "Выборгская сторона"). Режиссерами этих картин были Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, настоящие классики советского кинематографа. Именно они стали учителями Надежды Кошеверовой.
30-е годы в СССР были расцветом комедийных фильмов. Выходят "Веселые ребята", "Цирк" и "Волга, Волга" Григория Александрова, "Девушка с характером" Константина Юдина, "Богатая невеста" и "Трактористы" Ивана Пырьева. На экранах блистают Любовь Орлова и Леонид Утесов, Марина Ладынина и Николай Крючков.
"Втайне я помышляла, что со временем и сама смогу поставить комедийный фильм. Судьба пошла навстречу...", - делилась Надежда Николаевна.
Первым самостоятельным фильмом Надежды Кошеверовой считается лирическая комедия "Аринка". Фильм рассказывает о борьбе энергичной Аринки — дочери путевого обходчика с начальником дороги — бюрократом и самодуром.
Комедия вышла 7 марта 1940 года, заняв свое памятное место среди комедий 30-х годов. "Аринка" шла в прокате с огромным успехом и собрала перед экраном 22,9 миллионов человек.
До "Аринки" Надежда Николаевна сняла фильм под названием "Однажды осенью" (1937 год), но лента не сохранилась. Это была экранизация рассказа Горького, созданная приемами психологического, камерного кино.
До начала войны Надежда Кошеверова снимает еще одну работу - среднеметражный фильм "Галя". Он рассказывает о ленинградской девочке, которая завершает работу отца-скульптора после его ухода на советско-финскую войну. Фильм не был выпущен на экраны "ввиду низкого идейно-художественного качества сценария и режиссёрской работы". Возможно, именно запрет "Гали" повлиял на то, что Надежда Николаевна уходит от "бытового", серьезного кино, посвящая всю себя сказкам.
Комедия и сказка в творчестве Надежды Кошеверовой впервые соединились в фильме-опере "Черевички" (по одноимённой опере Чайковского). Именно на этой работе Кошеверова встречается с Михаилом Шапиро и в эвакуации в Алма-Ате, где проходили съемки фильма, рождается дуэт, который уже через три года подарит нам "Золушку".
"...А все началось с «Золушки». Шел сорок пятый год. Я приехала в Москву сдавать фильм «Черевички», снятый в Алма-Ате в соавторстве с Михаилом Шапиро. В коридорах Кинокомитета встретила Янину Жеймо — талантливую ленинградскую актрису, всеми нежно любимую. Здесь, в военной Москве, маленькая, грустная, в темном комбинезончике, она вдруг показалась Золушкой... И специально для нее, для этой удивительной женщины-девочки, Шварц очень быстро написал сценарий; Акимов в течение двух недель сделал эскизы декораций и костюмов. Сказка началась...".
Сказку о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и чудесах, которые случаются с девушкой на балу, знают все. Удивительно, что по сценарию Золушке было 16-ть, а Янине Жеймо к тому времени уже исполнилось 38 лет, но никто из зрителей об этом даже не задумывался. Лучезарная улыбка Жеймо, ее миниатюрность (актриса была ростом 147 см и носила обувь 31-го размера) и искренность заставляли верить, что Золушка - девушка, почти ребенок.
Остается загадкой, как сняли этот фильм с пышным реквизитом, костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и просто тряпок, сожженных в блокаду. К слову, знаменитые туфельки Золушки были сделаны из оргстекла, ходить в них было невозможно и поэтому Янина Жеймо появляется в туфлях всего на несколько секунд.
"Золушка", которая вышла в 1947 году, имела оглушительный успех и вошла в сокровищницу кинематографа. Вот уже более 70-ти лет "Золушку" с удовольствием смотрят и взрослые, и дети.
Следующими киноработами Надежды Николаевны были "Весна в Москве" и "Тени". А в 1954 году - новый успех. В прокат выходит романтическая комедия о жизни цирковых артистов "Укротительница тигров" (совместно с Александром Ивановским), которая тут же становится популярной.
Кошеверова-комедиограф, в отличие от Кошеверовой-сказочницы, была более консервативной и простодушной. Комедии Надежды Николаевны - это всегда ясный сюжет, классические режиссерские приемы и исключительные актеры.
В 1960 году Надежда Кошеверова вновь работает с Фаиной Раневской. Режиссер предлагает Фаине Георгиевне главную роль в комедии "Осторожно, бабушка!". Хотя в первый год фильм посмотрело более 40 миллионов зрителей, Раневская считала "бабушку" своим провалом и рассорилась с Кошеверовой. Они восстановили дружеские отношения в 1966 году, когда Надежда Николаевна позвала актрису в свою новую картину "Сегодня — новый аттракцион". Роль Ады Бранд, директора цирка, стала для Раневской последней киноработой.
В 1963 году Надежда Кошеверова возвращается к съемкам фильмов-сказок. Ее первой работой после вынужденного перерыва становится гротесковая сказочно-фантастическая комедия "Каин XVIII", снятая на основе пьесы Евгения Шварца "Два друга". В главной роли - Эраст Гарин.
История про деспотичного короля Каина XVIII, который мечтает о мировом господстве и для осуществления своей цели решает воспользоваться взрывающимся комаром-мутантом, созданным учёным-профессором.
Сценарий «Каина» был неоднократно переделан Надеждой Кошеверовой и Николаем Эрдманом, но, как они не перестраховывались, фильм запретили и не показывали вплоть до 90-х годов.
"Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть", - Надежда Кошеверова об Олеге Дале.
Олег Даль был одним из любимых актеров Надежды Николаевны. Он сыграл в трех фильмах Кошеверовой, но настоящим успехом можно считать их первую совместную работу "Старая, старая сказка", где у Даля было целых две роли (Солдат и Кукольник).
Фильм "Старая, старая сказка" снят на основе сказок "Огниво", "Свинопас" и "Дурень Ганс" Г. Х. Андерсона и привлекает не только детскую, но и взрослую аудиторию. Именно в этом фильме обожаемые Кошеверовой куклы существовали наряду с живыми актерами.
По признанию самой Кошеверовой, наибольшую радость и удовлетворение она получила от фильма-сказки «Ослиная шкура», снятой в 1982 году. Не только потому что "Ослиная шкура" была признана лучшей сказкой для детей на фестивале "Сказка" в 1982 году и не из-за показов на фестивалях ГДР и ФРГ. Любовь Надежды Николаевны к "Ослиной шкуре" определяется внутренними причинами.
"Героиня «Ослиной шкуры» — веселая, добрая и смелая девочка — напоминала мне ту, давнюю, незабываемую Золушку. Правда, Тереза не бедная сирота, а принцесса, но принцесса, которая бежала из-под венца от уродливого старика и была превращена доброй феей в нищенку. Укрытая ослиной шкурой, маленькая Тереза не теряла достоинства в беде и, преодолев все препятствия, сама добивалась своего счастья."
Последней режиссерской работой Надежды Кошеверовой стала картина «Сказка про влюбленного маляра».
"Сказка — универсальный жанр, она способна вместить и все жизненные проблемы, и все жанры, и вообще всё".
В творческой биографии Надежды Николаевны 19 кинофильмов, которые отличаются лиризмом, музыкальностью и пышностью декораций. Надежда Кошеверова всю жизнь не изменяла себе, пути, который она выбрала, и именно поэтому ее фильмы до сих пор любят и помнят зрители.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: