Найти тему
Катехизис и Катарсис

Летающий танк: миф или реальность?


В прошлой заметке я рассказывал о таком понятии как "летучий амбуланс", сегодня же мы с вами поговорим о летающих танках. Да-да, причем летающие не фигурально. Итак, начинаем.

Танки M1928 и M1931

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, был использован первый в истории танк Mark l. После этого события и окончания самой войны началась всемирная "танковая лихорадка". Подхватив ее, Джон Уолтер Кристи (американский изобретатель и инженер) начал задумываться о создании собственных версий бронетанковой техники.

Во второй половине 20-х годов прошлого столетия он изобретает новую систему подвески свечного типа, попутно внедряя ее в свой новоиспеченный безбашенный легкий танк M1928. Из вооружения у него было только два пулемета 7,62 Browning. Один располагался в лобовой части корпуса, другой на крыше соответственно. На испытаниях M1928 развивал максимальную скорость 120 км/ч на колесах, а на гусеницах 67. В октябре 1928 проводилась демонстрация, в ходе обсуждения которой специалистами был высказан целый ряд критических замечаний: тонкое бронирование, отсутствие башни, слабое вооружение, сильный износ траков и т.д. Хоть инженер и убедил военных, говоря, что эта модель высокоскоростного танка будет прошивать оборонительные ряды противника, но даже при таком раскладе и после некоторых доработок (например установка башни), на серийное производство его не поставили.

В октябре 1930 года в США прибыла делегация из Советского Союза, где им показали два танка: Cunningham и M1928. Последний экземпляр советскую сторону заинтересовал, однако тот не вписывался в их систему вооружения, поэтому сделка не состоялась.

Немногим позже, в конце 1931 года, Кристи усовершенствовал танк M1928 и назвал его M1931. Но и эта модель из опытных образцов не вышла. Департамент вооружения решил строить танки такого типа самостоятельно. Всего было создано 9 подобных экземпляров, 2 из которых были проданы СССР (техническое задание в стране изменилось), а оставшиеся попали на вооружение в американскую армию.

Стоит также отметить, что на их основе в дальнейшем были созданы и выпущены танки БТ и знаменитый Т-34.

Танк М1932

M1932.
M1932.

В 1932 году у Кристи возникла идея создания облегчённого, ещё более скоростного танка, который может в буквальном смысле летать. По проекту на 5 тонный танк(такой результат был благодаря использованию дюралюминия)должны устанавливаться бипланные крылья(одно крыло расположено над другим), с продолжением в виде двух балок, на которые крепилось крестообразное хвостовое оперение. На верхнем крыле располагался редуктор с воздушным винтом. Кроме того, для М1932 был выбран мощный авиационный двигатель мощностью 750 л.с. Получившаяся конструкция должна работать так: первые 70-80 метров танк разгонялся на гусеницах. Затем водитель-пилот переключал привод на воздушный винт, и, проехав ещё метров 100, разогнавшись до скорости в 130-210 км/ч, танк взлетал. После посадки предусматривался сброс авиасистемы с помощью специального рычага, после чего танк благополучно вступал в бой. Экипаж состоял из двух человек: водителя-пилота и стрелка. Однако и тут реализация не удалась. Первичная причина такого исхода заключалась в сложности переключения привода от мотора с колес на воздушный винт и обратно. Вторичная - цена производства.

Летом 1932 года танк и все соответствующие чертежи были тайно проданы СССР. Дальнейшие события не заставляют себя ждать.

Развитие идеи Кристи в СССР

Последующее развитие идеи подхватил А.Рафаэлянц. По его замыслам воздушный винт с приводом устанавливался в кормовой части танка, что упрощало передачу вращения от двигателя. Также танк при посадке садился на высокое шасси планера, что могло позволить перевозить различные виды груза. Отсоединение танка от планера производилось без выхода экипажа. В ходе разбирательств и демонстрации масштабной модели летающего танка, которая была готова 15 января 1933 года, оказалось, что представленные материалы Кристи ни в технической, ни в расчетной части ничем не обоснованы: не разработана летная часть танка, мощности двигателя недостаточно. Кроме того, была сложность и в подготовке экипажа. Поэтому данный проект дальше чертежей, к сожалению, не зашел.

Летающий танк Антонова.
Летающий танк Антонова.

Тем не менее в 1941 году, в самом разгаре ВОВ, начались работы над проектом летающего танка, целью которого было обеспечение поддержки партизан. Работы велись под руководством авиаконструктора Антонова. Для испытаний использовался планер А-40 и легкий танк Т-60, фактически получился гибрид. Максимальная масса для полета составляла +-8 тонн, когда на планер приходилось все 2. Первые и последние летные испытания проводились 2 сентября 1942 года. В качестве буксировщика использовали ТБ-3 с мощными моторами AM-34PH. Планером управлял летчик С.Н.Анохин. Буксировка велась на скорости 130 км/ч, однако, в скором времени, на высоте 40 метров моторы начали перегреваться и пилот был вынужден сделать аварийную посадку.

По итогу дальнейшие разработки были прекращены из-за не имения более мощных самолётов-буксировщиков. В будущем, с появлением военно-транспортных самолетов и в связи с развитием парашютных систем надобность в летающем танке отпала.

Автор - Ильдар Суханов