Кингай-рю сегодня
Некоторые из окинавских учеников Синпо в настоящее время практикуют и, в меру своего понимания, преподают Кингай-рю. Все они хороши, при условии, что движения выполняются правильно, с вложением энергии и текучестью. Кингай-рю это, скорее, поток, способ двигаться и сражаться, а не регламентированный список техник. Это трудно понять бойцам конца XX - начала XXI века. В наши дни стили боевых искусств стремятся к уникальности и узнаваемости форм и структур, хотят отличаться от других. Пожалуй, это плохо влияет на совершенствование основных навыков, в то время как личные стили больших мастеров, таких как Синпо, не настолько озабочены тем, как выглядят со стороны.
Кингай-рю существовал только внутри Синпо, и потому его не слишком волновали подобные вещи. По этой причине ему трудно было полностью раскрыться перед другими – все хотели структуры, а у него ее не было.
В поздние годы, однако, Синпо поменял свое мнение (так же, как сделал это с кобудо) и вместе со своими старшими учениками в Кодокане работал над созданием структурированных форм Кингай-рю, которым можно было бы научить других. Когда Кимо увидел некоторые эти ката, то был впечатлен, но также, по его мнению, это было не совсем то, чему его учили. Казалось, что они немного разные, не в этом ли дело? Однако, поскольку они были созданы его учителями, Кимо не задавал вопросов. Когда он спросил об этом Синпо, тот объяснил, что он учил его одним способом, других – другим, в этом все дело. Кимо не считает кого- то лучше или хуже, судить не его дело. Он очень уважает учеников Кодокан, таких как Гакия и Ямасиро – великих мастеров школы Синпо. Эти люди и Ясуси – те, кто лучше всех знает о списке ката Кингай-рю, оглашенном во время поминальной службы по Синпо:
Памятный список ката Кингай-рю (опубликован после смерти Синпо)
Санчин, Ванкан, Сэйсан, Усисю, Годзюсиси, Кохо, Коцуру
Многие люди во всем мире интересуются Кингай-рю, а некоторые прилагают усилия чтобы воссоздать этот стиль. Вклад Кимо в это повторное открытие является небольшим, но ценным. Он изучал и практиковал Кингай- рю в 1960-х, но не целиком, это было бы невозможно, и он никогда не чувствовал, что постиг все, что знал Синпо. Тем не менее, он считал, что Синпо был уверен в его способностях и что он достиг достойного уровня мастерства. Мы несколько раз упоминали, близость между Кимо и Синпо- сэнсеем, такую, что окружающие называли их отцом и сыном. Кимо очень уважал мастера и доверял ему. Они разделяли один дух. В 1980-х годах, когда Кимо вернулся с Окинавы в США (интернета еще не было), Синпо через учеников переслал ему видеозаписи движений Кингай-рю. Таким образом Кимо всегда знал, что делает его учитель.
Кимо и Синпо очень сблизились летом и осенью 1963 года и Кимо часто стал ночевать в додзё после поздней тренировки. В 1964 Синпо все яснее стал понимать, что вскоре Кимо окажется в самом центре боевых действий во Вьетнаме. Имея собственный военный опыт, и зная, что военнослужащий на войне не может избежать смертельных схваток, Синпо начал обучать Кимо важным для реальной схватки вооруженным и безоружным элементам боевых искусств. В последующие годы всякий раз, как Кимо возвращался из командировки, Синпо с большой строгостью приказывал ему приступить к тренировкам. Несмотря на то, что иногда Кимо приезжал прямо с линии фронта, Синпо тренировал его, не давая времени задуматься. Синпо говорил, что «расправляет его». Оглядываясь назад, Кимо понимает, что это было хотя и сложно, но именно то, что нужно. Однажды, вернувшись из командировки, Кимо шел по Кокусай Дори в рубашке навыпуск и со жвачкой во рту – старался выглядеть круто. Синпо увидел его и очень рассердился. Он велел ему выплюнуть жвачку, заправить рубашку и идти прямо в додзё. Синпо был проницательным и внимательным, он очень заботился о Кимо. Ясуси еще не родился, а Кимо был необходим отец.
И вот, именно при таких обстоятельствах, в один прекрасный день в начале 1964 года, когда они на машине Кимо возвращались от одного из учеников Синко, Синпо спросил Кимо, слышал ли тот о Кингай-рю. Кимо сказал, что нет, и тогда Синпо объяснил, что это необычный окинавский стиль и сказал, что научит ему. Кимо не удивился, поскольку привык к тому, что Синпо обучал его всевозможным необычным техникам. Они остановились на обочине и вышли в поле. Синпо продемонстрировал несколько движений и Кимо моментально узнал их – он видел ранее как сэнсэй выполнял их. Кимо было интересно, но он не знал как это применять – молодому морпеху движения не казались боевыми, скорее танцевальными. Поэтому по своей юношеской наивности он не придавал им значения. Кимо сосредоточенно изучал Годзю-рю и, поскольку никогда не слышал о Кингай-рю, думал, что это не может быть важным. Движения выглядели впечатляюще, порой очень мощно, но Кимо не мог понять их смысл. Со временем это изменилось и Кимо пришел к пониманию того, что то, что Матаёси Синпо называл Кингай-рю, было самой сутью практики боевого искусства, имело огромную ценность и важность, особенно для кобудо. Также (по словам Синпо) это было тесно связано с истоками многих окинавских стилей.
Практика Кингай-рю
Некоторые люди учат, что есть только один способ выполнения техники, и поэтому ученики думают, что есть только одно применение. Это неверно, движения имеют по нескольку применений. Кто-то говорит: «Синпо показывал мне именно так на семинаре» и после этого действуют так, будто ничего больше не знают. Если кто-то во время тренировки с Синпо изучал только одно применение какой-то техники, то так тому и быть, возможно, мастер хотел сосредоточиться на этом конкретном применении в тот день или с этим человеком, но на самом деле их гораздо больше. Это касается всего, чему учил Синпо. Синпо имел обширные познания в китайских боевых искусствах – «Пьяный кулак», «Кулак обезьяны», «Кулак змеи», «Стиль богомола» - в 1960-х годах все это было включено в Кингай-рю, как и «Какухо», которому обучался Кимо. Кингай-рю глубже и сложнее, нежели думают те, кто занимается этим стилем, будто это каратэ. Начать с того, что Кингай-рю не для додзё, его следует практиковать снаружи, в естественных условиях, на неровной земле – только так придет понимание того, как правильно двигаться. Во-вторых, каждая техника имеет несколько применений, а не одно. Когда современные люди демонстрируют эти ката, иногда кажется, что они имеют в виду только одно применение. Если вы посмотрите видео с Синпо, то отметите, что движения очень сложны и возможны как минимум пять различных способов их применить (бункай).
Смотрите за глазами Синпо, его руками и ногами – он был очень умен и мог извлечь множество техник из одной. По словам Кимо, Синпо был гением, его ум был очень быстрым и универсальным, и все мы должны очень много работать, чтобы приблизиться к его возможностям.
Изучение Кингай-рю держало Кимо в тонусе – это была тяжелая работа, требовавшая хорошей концентрации и воображения. Главная задача заключалась в том, чтобы поймать правильный настрой, чтобы мозг и тело инстинктивно понимали движения. Это единственный способ заставить стиль работать, движения и реакция должны быть мгновенными. Для того, чтобы заставить работать любой стиль надо понять свой ум и свое тело. Это означает, что вам нужно использовать мозг чтобы понять все возможное о бое – от сущности вашего противника (размер, намерения, уровень подготовки, физическая форма) до окружающей среды (поверхность, предметы вокруг, ветер, стены и освещение). Это также означает открытие возможностей разума, даже за пределы вашей подготовки, чтобы он мог черпать информацию не только от сэнсэя, но и от предков, и от самого себя. В Кингай-рю содержатся и жесткие и мягкие техники и сущностью стиля является понимание, как и когда переходить от одного к другому или использовать одновременно.
Когда Кимо изучал Кингай-рю, они почти всегда тренировались на улице. Занятие начиналось с медитации, затем Синпо заставлял Кимо пробежать несколько сотен ярдов по земле чтобы подготовить ноги к тренировке на ней.
Точно также, когда они занимались кобудо, Матаёси-сэнсэй спрашивал Кимо, как он чувствует землю, и они говорили о том, как это чувство может помочь в бою. Чувство земли для бойца невероятно важно, и когда вы попадаете из одной природной среды в другую, меняются техники и весь подход к бою.
Одним из любимых упражнений Синпо было выполнять ката на подушечках пальцев ног. Вы просто обязаны это попробовать. Если не получается, значит есть глобальные пробелы в вашей подготовке, которые могут стоить вам жизни в реальной схватке. Есть старая фраза, насчет «застать врасплох» [соответствующая английская идиома дословно «пойманный на всей стопе»].
Это относится к ситуации, когда боец переносит вес на пятки. Этим он ограничивает свою маневренность и делает себя уязвимым. Самурайские техники часто требуют постановки пятки, это не очень хорошо.
В разное время Кимо и Синпо тренировались на скале, на песке, в воде, на камнях, на склонах и на траве. Синпо говорил, что важно попробовать все поверхности. Делайте это, регулируя направление стопы и распределение веса – он должен быть более-менее на подушечках стоп. «Если вы всегда отрабатываете техники с фиксированным положением ног, ваше боевое искусство будет отвратительным» - говорил Синпо. Земля поможет вам.
Пятка и носок. Адаптируйте свои техники под тип поверхности, на которой сражаетесь. На песке вы стоите и двигаетесь не так, как на скалах. Когда позиция правильная, тогда и тело прямое, сверху вниз, от плеча к бедру. Тело готово сражаться и двигаться в любом направлении. Руки, ноги и взгляд выверены.
Некоторые говорят, что Кингай-рю похож на Уэти-рю (Пангай-нун) и Годзю-рю. Да, что-то общее есть, но во многих аспектах они различны. У них общий источник, каждый из них – комбинация мягких и жестких техник, но основатели шли разными путями. Кингай-рю не известен широкой публике.
Поскольку Матаёси Синко и Синпо не преподавали его открыто. В отличии от Уэти-рю и Годзю-рю, Кингай-рю – семейная школа. Несмотря на общее прошлое этих стилей и связи с китайским кунг-фу, Кингай-рю имеет дополнительную связь с Окинавой и семьей Матаёси, и потому он был очень личным для Синпо. Кимо обнаружил, что его тренировки в Годзю-рю являются хорошим подспорьем в Кингай-рю и Матаёси-сэнсэй (который был специалистом в Годзю-рю и был намного ближе к Хига Сэйко, чем принято считать) часто указывал на общие движения и техники.
В большей степени, чем в Годзю-рю, в Кингай-рю уделяется внимание атаке определенных точек определенными формами кулака. При изучении этого стиля необходимо узнать о 14 наиболее важных точках и способах их поражения. В основе стиля лежит знание о том, какие точки следует атаковать в какие фазы дыхания. Если точка поражена правильно и вовремя, то поток ки противника прерывается, и он становится очень уязвим. Кимо не верит, что Синпо обучил кого-то всем секретам этой техники полностью. Когда он наблюдает за тем, как другие выполняют ката, он с уверенностью может определить, кто знает, что делает, а кто нет. Кимо знает некоторые из этих секретов, но не уверен, что полностью.
На начальном уровне важно подготовить тело к бою. На каждой тренировке после отработки передвижений выполняются ката Санчин и Тэнсё так же, как это делалось в Сёдокане при Хига Сэйко. Тэнсё развивает мягкие и уступчивые движения тела, расслабляет и дает свободу движения конечностям, увеличивая скорость и точность. Санчин развивает силу в глубинных мышцах и дает мощь в бою. Санчин создает напряжение по всему телу и может быть очень опасным упражнением при неправильном выполнении. Важно помнить, что Санчин и Тэнсё выполняются по-разному, их нельзя делать одинаково.
Некоторые убили себя, делая Тэнсё методами Санчин и поэтому вам нужен компетентный учитель. Синпо проверял Тэнсё и Санчин Кимо, чтобы убедиться, что он делает их правильно и не подвергает свое тело чрезмерному напряжению. После Санчин и Тэнсё тело чувствует себя бодрым и сильным. Затем, чтобы полностью подготовить разум и тело, Синпо просил Кимо выполнить ката Годзю-рю высокого уровня, например Супаринпэй. В Кингай-рю не было легких движений, все они требовали высокого уровня физической подготовки, в частности – скорости. Иногда Кимо видит видеоролики, в которых люди, демонстрирующие Кингай-рю, кажутся слишком расслабленными. Живот – это большая проблема. У слишком многих он расслаблен, а надо чтобы был напряжен большую часть времени. Руки и ноги сжаты и готовы распрямиться как пружины, освобождая должную скорость и мощь. Кимо считает, что, поскольку большинство людей начали изучать Кингай-рю глядя на уже немолодого Синпо, это сильно повлияло на их понимание требуемой физической силы. Хотя Синпо показывал невероятный уровень в последние годы, когда ему было сорок и он был молод, он был совсем другим.
Первостепенное значение в Кингай-рю имеют ближний бой и готовность к атаке с любой стороны. Чтобы убедиться, что Кимо понял, как работает техника, Синпо делал симэ (проверочные удары) на каждом движении и со всех сторон. Если внимательно посмотреть видео с Синпо, когда он демонстрирует Кингай-рю, можно заметить его готовность к атаке с любого направления. Посмотрите на его ноги и позиции, как он грациозно разворачивается и мгновенно выполняет технику. Особенно это заметно на его демонстрации в Бутокукай.
Суть Кингай-рю стала со временем понятной Кимо, порой ему казалось, что не существует стиля с точки зрения техник и форм, а есть только принципы, выраженные множеством размытых движений. Синпо как будто объединил все свои знания, все стили, какими владел. В китайском языке слово «рю» произноситься как «лау» и означает «поток». Река течет, и, используя эту аналогию, можно сказать, что Кингай-рю — это река, а не канал. У реки естественное русло, а не структурированное рукотворное. Позднее, на демонстрации в Бутокукай, Синпо сказал Кимо, что ката, которую он исполнил, называется «Муши», это базовая форма стиля Богомола, но с включением в нее элементов многих других стилей. Особенно явно прослеживается влияние Тигра и Журавля. Кимо очень нравится та демонстрация, содержавшая пятьдесят семь движений, она запечатлела Синпо в зените его мастерства. Никто не может определенно сказать, откуда Синпо взял техники. Кимо считает, что основной их источник – воображение мастера, подпитывавшееся многолетней практикой и бездной знаний, полученных, в основном, от отца.
Неподготовленному взгляду Кингай-рю может показаться не впечатляющим и непрактичным, даже Кимо не сразу оценил его. Однако, опытные мастера боевых искусств могут оценить всю мощь стиля. Тот факт, что для точности некоторые техники демонстрируются очень медленно, сбивает с толку новичков и они не видят весь потенциал. Кимо помнит, как один ученик, приехавший из Европы, спросил у Матаёси, почему техника такая медленная.
Синпо объяснил, однако ученик грубо сказал, что медленная техника неприменима. Матаёси воспринял это как вызов, подошел к нему и попросил ударить, но ученик занервничал и отказался. В то время Синпо был уже стар, но он настаивал, а ученик снова отказался. Наконец, Синпо настоял на своем, и ученик нанес удар в челюсть. Синпо двигался быстрее, чем кто-либо мог увидеть, и нанес удар пальцами в пах, а затем в лицо еще до того, как кулак ученика долетел до конца траектории. Нападавший был шокирован и выведен из равновесия, а Синпо быстро нажал на его плечи, и парень оказался на спине.
Это был Кингай-рю в действии. Кимо усмехнулся, и никто больше не считал техники Матаёси-сэнсэя медленными.
ПЕРЕВОДЫ КНИГ И ВИДЕО ЯПОНСКИМ И ОКИНАВСКИМ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ
Техника
В этой главе Кимо-сэнсэй поделится своими знаниями о применении техник Кингай-рю. Конечно же, информация не всеобъемлюща, Кимо не знает всего, но для вдумчивого ученика будет много нового. Для этой книги авторы выбрали по пять применений для каждой техники, чтобы лучше проиллюстрировать принципы стиля. Конечно, способов применить техники больше, эти являются основными и чаще встречаются в формах Кингай-рю.
Ключевые моменты, которые следует учитывать: • Нивелируйте атаку противника прерыванием или уклоном. • Выведите противника из равновесия. • Некоторые техники – это удары пальцами, некоторые – захваты. Или - и то, и другое. • Вдыхайте при перемещениях и мягких техниках. • Выдыхайте при жестких техниках. • Все техники выполняются во время вдоха или выдоха, в зависимости от их целей. • Напрягите живот. • Верните энергию в грудную клетку. • Вес смещен на подушечки стоп. • Позвольте своим конечностям быть расслабленными между выполнением техник. • Используйте вибрацию при каждой атаке.
- Передняя нога носком едва касается земли. Энергия сосредоточена в грудной клетке. Будьте готовы прыгнуть назад и нанести удар ногой или рукой.
Эта техника называется «Испуганный журавль».
Применение
• Защитная позиция. • Двойной блок. • Захват обеих рук и притягивание их к себе. • Ловушка для ноги под мышкой. • Нисходящий удар локтем.
- Ведущая нога давит в землю чтобы обеспечить стабильность удару. Плечо ведет руку, рука двигается быстро и чуть в сторону. Тело должно быть легким, это мягкая техника с тяжелым ударом в конце.
Применение
• Удар бицепсом. • Удар внутренней стороной руки. • Захват за горло. • Давление на грудь для броска. • Ослепляющий удар по глазам.
- В этой мягкой технике важно ставить ногу под прямым углом к противнику.Удары или блоки выполняются с учетом переадресации и не предназначены для интенсивного проникновения. В конце техники скручивайте пальцы вниз для перехода к следующему движению.
Применение
• Восходящий блок. • Начало защиты от обхвата груди. • Захват запястья и перелом руки. • Удар коленом. • Захват головы противника.
- Держите спину прямо, опустите плечо. Руки перед телом, обращены к нападающему. Вес на задней ноге, готовность отскочить, когда враг упадет на пол. Энергия в животе.
Применение
• Нисходящий блок. • Низкая защитная позиция. • Натягивание головы противника на колено. • Бросок противника. • Нисходящий удар по руке.
- Эта техника связана с возвратом тела в нейтральное положение и перенаправлением энергии. Предыдущие техники были мягкими, настало время жестких. Это движение не привязано к направлению и позволяет вам перемещаться куда угодно. Если оно выполняется как захват, то когти Тигра впиваются в сухожилия и руки противника.
Применение
• Защита от захвата горла. • Освобождение от захвата за руки. • Восстановление равновесия. • Восстановление энергии. • Подтягивание противника к себе.
- Вытесняя силу наружу и вверх, ваше тело перемещается резко вверх. Этот прыжок может быть гипертрофированным. Широкое разведение рук лишает противника равновесия и помогает нанести ему удар коленом в лицо. Ладони в «тигриной» форме, позволяющей разрывать плоть. Эта техника называется «Парящий журавль».
Применение
• Защита от захвата. • Двойной блок. • Захват противников за лица. • Длинный удар рукой. • Позиция, делающая вас визуально больше.
- Удар выполняется одновременно с перемещением задней ноги вперед. Это обеспечивает лучшее проникновение. Сила и энергия исходят от «хара» и быстро поднимаются вверх.
Применение
• Двойной удар в лицо. • Защита от захвата за ворот. • Ослепляющий удар по глазам. • Имитация удара. • Бросок сюрикэна.
- Эта техника одна из наиболее сложных и требует не столько силы, сколько сноровки. Она выполняется в уступчивом стиле, позволяя вам взять контроль над врагом и поразить его. Уступив, вы можете обмануть врага, если он подумает, что находится в выигрышном положении. Именно в этот момент вы разубедите его самым жестоким образом.
Применение
• Захват вражеского отворота. • Укрытие паха. • Блокировка верхней рукой. • Удар в лицо. • Захват затылка противника.
- Как бросок, левая рука тянет голову противника, а правая толкает в пах, переворачивая противника вверх ногами в воздухе. Если использовать технику как ударную, то кончики пальцев бьют в мягкую ткань под подбородком, хватая и сминая дыхательное горло. Толчок в подбородок призван сломать шею. Передняя нога двигается во время выполнения техники чтобы правильно удерживать центр тяжести.
Применение
Бросок. Толчок в подбородок снизу. Блок рукой. Удар в яремную вену. Поражение паха.
- Эта техника – быстрый удар «лапой Тигра» в лицо противника с одновременным заходом ему за спину. Она одна из сложнейших и наиболее внешних техник стиля и требует прекрасной физической подготовки. Ноги в технике имеют две функции и позволяют взаимодействовать с противником как спереди, так и сзади.
Применение
Бросок на землю. Укрытие паха. Удар ладонью. Удар «когтями» в лицо. Толчок сзади.
- Эта техника дает паузу для внутренней энергии техник Тигра показывает когти в их наиболее агрессивной форме. Сила сосредоточена в тандэне, пальцы напряжены. Плечи квадратные, ноги направлены вперед.
Применение
Два круговых блока. Двойной удар по шее. Подтягивание противника к себе. Захват ноги под мышкой. Разрыв грудной клетки.
- Поскольку произошла внезапная смена направления, тело еще не стабилизировалось между противников и не встало фронтально. Защитная техника левой рукой выполняется с весом на задней ноге, но постепенно он переносится вперед.
Применение
• Блок наружу. • Болевой на руку. • Удар в висок. • Бросок на пол. • Захват ноги.
- Эта техника требует многолетней отработки. Это одно из фирменных движений стиля Журавля и называется «Голодный или Кормящийся журавль». По сути, это одновременная тройная защита и считается одной из продвинутых техник в каратэ. Это возврат к мягким техникам, и он требует пустого тела.
Применение
Защитная позиция. Тройная защита. Удар коленом. Подготовка к удару ногой. Выведение противника из равновесия.
- Эта поза выдает китайское происхождение ката. Правая рука символизирует насилие, а левая, накрывающая кулак, указывает на мир. Этот символ происходит из монастыря Шаолинь и является показателем происхождения техник.
Применение
Бросок на пол. Удушение. Удержание. Конец ката. Приветствие.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …
НАЧАЛО ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6
ПЕРЕВОДЫ КНИГ И ВИДЕО ЯПОНСКИМ И ОКИНАВСКИМ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ
ПоделитьсяСохранить в закладках
28 просмотров4 упоминания
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
30 мая в 8:20